«Тегеранская оттепель». Страны-экспортеры нефти в истерике от возвращения Ирана в большой бизнес и политику
Радиостанция «Голос России» продолжает спецпроект «Тегеранская оттепель», который посвящен новым развитиям вокруг Ирана. Материалы представляем без сокращений и изменений.
Потепление в отношениях Ирана и Запада и постепенное снятие санкций с Тегерана по душе далеко не всем игрокам на мировой политической арене. Острые противоречия уже в ближайшее время могут вылиться на важнейший для глобальной экономики нефтяной рынок.
После того, как с Ирана были сняты санкции по торговле нефтью, а с западных финансовых компаний – по страхованию иранских танкеров, Тегеран активно готовится к восстановлению своих позиций на мировом рынке. В результате действия режима санкций экспорт чёрного золота из Исламской Республики упал более чем в два раза – до уровня менее одного миллиона баррелей в сутки. Уже в скором времени Тегеран надеется восстановить прежние объёмы. А потенциальные покупатели понемногу снова начинают рассматривать Иран в качестве поставщика. Например, Шри-Ланка объявила о возвращении к иранской нефти после того, как долгое время покупала сырьё у ОАЭ и Омана. Эксперты не сомневаются, что этому примеру последуют и другие страны.
Это не может не раздражать производителей региона Персидского залива во главе с Саудовской Аравией. Именно они покрывали спрос, возникший после того, как Запад окончательно отказался от иранской нефти под давлением санкций.
О возможной реакции на её возвращение в прежних объёмах рассказал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский: «Разумеется, государствам Залива иранские планы не слишком нравятся. Тем более что на дворе экономический кризис. Будет серьёзнейшая ценовая борьба. Хотя государства Залива диверсифицировали свои поставки и достаточно спокойно могут экспортировать нефть и газ, не мешая друг другу. Боюсь, однако, что в данном случае Саудовская Аравия будет, напротив, стремиться торпедировать иранские поставки во всех тех государствах, куда Иран будет поставлять свои углеводороды. Это заметно по китайскому рынку и, в целом, по рынкам Дальнего Востока».
Иран уже официально предупредил, что если его возвращению на мировые нефтяные рынки будут препятствовать, он может развернуть ценовую войну и прибегнуть к демпингу. Для этого страна готова уронить мировые цены до 20 долларов за баррель. Впрочем, вряд ли Тегеран действительно готов зайти так далеко, уверен главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский: «В какой-то степени, это, конечно, блеф. Потому что прибегнуть к демпингу - это себе дороже. Ведь Иран пошёл на уступки Западу, потому что экономика просто разваливалась. Демпинг приведёт к тому, что доходы Ирана сократятся. Для Ирана это будет болезненно, потому что ему нужно как-то компенсировать те потери, которые он понёс. А саудовцы и другие страны Залива как-то обойдутся. Поэтому принимать за чистую монету демпинг, который бы действительно потряс все основы ОПЕК, я думаю, что не стоит. Скорее, будет идти так называемая война нервов».
Происходить эта война нервов будет в том числе на полях Организации стран – экспортёров нефти. И вполне возможно, что в этих рамках удастся найти компромисс, полагает Евгений Сатановский: «ОПЕК будет реагировать, исходя из реалий этой организации. В отличие от Лиги арабских государств, Саудовская Аравия в ОПЕК не занимает доминирующих позиций, там есть и другие чрезвычайно серьёзные игроки, такие как Венесуэла. Соответственно, сегодня, когда нет никаких шансов удержать Иран в тех рамках, в которых он до сих пор находился, страна может вести любую политику, в том числе, разумеется, и политику демпинга. При этом страны ОПЕК не заинтересованы в обрушении цен на нефть. В конце концов это бьёт по всем участникам ОПЕК, и проще договориться с Ираном».
Таким образом, Эр-Рияду, скорее всего, придётся смириться с уменьшением своего влияния на нефтяной рынок, а следовательно и геополитического потенциала. Ведь в потеплении отношений с Ираном и восстановлении его позиций в экономике и политике, конечно в конструктивном русле, сейчас заинтересованы очень многие страны, в том числе и Запада.
Западные бизнесмены потянулись на Восток. Но на сей раз не, как обычно, в Азиатско-Тихоокеанский регион, а в Иран. Смягчение режима западных санкций против Исламской Республики даёт надежду на новый импульс к сотрудничеству с зарубежным бизнесом. Для Европы это может стать серьёзным стимулом к восстановлению собственной экономики
Количество визитов зарубежных гостей в Иран в последние месяцы бьёт все рекорды. В отелях Тегерана трудно найти свободный номер, а авиакомпании спешно увеличивают количество рейсов на иранском направлении. На этой неделе в Тегеране высадился десант из ста бизнесменов Франции, ранее с визитами побывали британцы и итальянцы.
Такая активность вполне логична: за период действия международных санкций в Иране образовался настоящий инвестиционный голод, говорит главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Гусев: «Страна с точки зрения поступления инвестиционных ресурсов фактически пуста. Есть несколько китайских, индийских, пакистанских компаний, которые имеют интересы в Иране, но это достаточно незначительные средства. Поэтому постепенное ослабление санкций, конечно, привлечёт в Иран большие финансовые ресурсы».
В составе французской делегации, например, компании Renault и Peugeot, которые уже сообщили о намерениях возобновить деятельность в Исламской Республике. Этот рынок может приносить Европе до 60 миллиардов евро в год.
Так что старания европейцев вполне понятны, отмечает начальник аналитического департамента управляющей компании «Русский стандарт» Сергей Суверов: «Конкуренция за региональный рынок будет очень острой. Иностранцев привлекают неудовлетворённый отложенный спрос, а также активное молодое население. Наиболее интересные проекты связаны с такими отраслями, как энергетика, инфраструктура и потребительский рынок».
Материал по теме: