К. Симонов: В качестве фактора давления на Азербайджан Иран будет укреплять свои вооруженные силы на Каспии
После отмены санкций Иран будет укреплять свои вооруженные силы и на Каспии, а милитаризация будет фактором давления на соседние страны, прежде всего на Азербайджан. Об этом в интервью аналитическому ресурсу «Expert.ru» заявил директор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Симонов отметил, что Иран для России никогда не был партнером, хотя у Москвы и Тегерана были общие позиции и интересы.
«Иран был одним из факторов, который позволял затягивать заключение соглашения по разделу Каспия (после которого Азербайджан и Туркмения смогли бы на легальных основаниях построить невыгодный для России транскаспийский газопровод). Между тем, одно дело – использовать иранский фактор для срыва строительства транскаспийского трубопровода, а другое – столкнуться с растущей мощью Ирана на Каспии», - сказал он.
Симонов подчеркнул, что ни у Туркмении, ни у Казахстана, ни у Азербайджана нет реального флота, и российское военное превосходство там очевидно.
«Однако когда у Ирана появятся деньги, то первым делом он пустит их на новый виток милитаризации. Понятно, что главная угроза для Ирана исходит по другую сторону Ормузского пролива из Саудовской Аравии, но я убежден, что Иран будет укреплять свои вооруженные силы и на Каспии. В результате там может появиться новая дееспособная военная держава, которая будет способна тратить на вооружение куда большие деньги, чем тот же Азербайджан. Иран будет превращаться в серьезную региональную державу, а милитаризация будет одним из аргументов этого процесса, а также фактором давления на соседние страны. Прежде всего на тот же Азербайджан», - считает Симонов.
Отвечая на вопрос о том, насколько изменятся ирано-азербайджанские отношения в случае снятия санкций, эксперт отметил, что бакинская элита хотела бы видеть Иран в изоляции и под санкциями, поскольку он представляет серьезную угрозу для Азербайджана.
«Как минимум потому, что в Иране проживает больше азербайджанцев, чем в самом Азербайджане – стране сложной, где уже стагнирует добыча нефти и, как следствие, доходы бакинского бюджета оказываются под угрозой. Новые газовые проекты компенсировать падения не смогут – просто газ, вопреки расхожему мнению, товар существенно более дешевый, чем нефть. Так что, я уверен, что Иран воспользуется ситуацией и начнет финансирование проиранских проектов в Азербайджане», - сказал он.
Российский эксперт считает, что Баку придется искать варианты сдерживания Ирана, и переговоры с Россией тут вполне возможны. При этом он подчеркнул, что на примере армяно-азербайджанских отношений в Азербайджане знают, что решать некоторые вопросы с Москвой сложно. «Однако что мы можем предложить Баку, мне пока непонятно», - сказал К. Симонов.
Он также подчеркнул, что Россия долгое время защищала Иран и должна была это делать, в ином случае там произошли бы крайне драматичные события или даже своего рода «оранжевая революция».
«К тому же вряд ли иранская элита будет выполнять договоренности с нами – у них есть уже договоренности с Соединенными Штатами, которые и продавили резолюцию о снятии санкций. Все вопросы будут решаться с Вашингтоном, и я очень сомневаюсь, что наше мнение будет услышано. В том числе и по экономическим вопросам. Все послабления всегда связаны с закупками продукции в странах, снявших санкции. Технология отработана, и очевидно, что все поставки и технологии будут идти в Иран с Запада. У нас с нашей продукцией там шансов мало», - считает директор Фонда национальной энергетической безопасности.
Однако, он отметил, что страхи по поводу иранской нефти, которая хлынет на рынки после отмены санкций, несколько преувеличены и Ирану еще нужно вернуться на досанкционный уровень добычи.