Почему среди террористов «Аль-Каиды» в Сирии так много азербайджанцев? Статья газеты «Зеркало»
Азербайджан столкнулся со страшной реальностью – в республике очень много людей, готовых самым жестоким образом уничтожать других. У религиозных радикалов в Азербайджане есть мощная социальная база и разветвленная структура, и после завершения войны в Сирии азербайджанские террористы вернутся, набравшись опыта и «нанюхавшись» пороха. Об этом говорится в статье азербайджанского обозревателя Рауфа Миркадырова, опубликованной на сайте газеты «Зеркало».
Как сказано в статье, наверное, впервые после 11 сентября политологи и эксперты так интенсивно обсуждали проблемы, связанные с усилением угрозы терроризма накануне и в связи с событием, которое не имеет никакого отношения к этой темной стороне социально-политической реальности. Речь идет о Сочинской Олимпиаде. Притом проблема чаще всего обсуждается и у нас в связке с гражданской войной в Сирии.
«Думаю, впервые мы столкнулись со страшной реальностью, которую наша правящая элита не осознает еще в полной мере. Многие даже не могли представить, что у нас так много людей, не просто способных жертвовать жизнью ради идеи, но и безжалостно, самым жестоким образом уничтожать других», - пишет Миркадыров.
Автор считает, что дело даже не в том, что эти террористы– азербайджанские тюрки или же граждане Азербайджана. «Среди боевиков „Аль-Каиды” представители различных наций, государств, в том числе европейцы как по гражданству, так и по этнической принадлежности. По большому счету, мы имеем дело с одним из террористических интернационалов, на этот раз объединенным под религиозным знаменем. Но вопрос в другом: почему среди них азербайджанцев оказалось так много? Чуть ли не каждый день мы слышим о гибели наших сограждан в Сирии, воевавших на стороне крайне радикальных террористических формирований», - говорится в статье.
Автор отмечает, что существует несколько краткосрочных и перспективных угроз национальной безопасности Азербайджана, непосредственно связанных с этой проблемой. Во-первых, нельзя исключить реализацию или же хотя бы попытку реализации крупного террористического акта в Сочи в дни проведения Олимпийских игр. Террористическая угроза в РФ существует постоянно, а Олимпиада проводится на юге России, в непосредственной близости регионов активного действия вооруженных формирований террористов. Кроме того, в лице спортсменов из разных стран, соберутся все, кого хотели бы «наказать» религиозные террористы, считает автор.
Также, указывает Миркадыров, это позволит террористам резко обострить ситуацию в регионе, что, безусловно, не обойдет и Азербайджан. «С одной стороны, мы очень близки к данному региону. А с другой – уже невозможно отрицать того, что религиозные радикалы имеют серьезные позиции в Азербайджане», - пишет он.
В статье также сказано, что «кто-то может быть заинтересован в “вовлечении” Азербайджана, проще говоря, в существовании “азербайджанского следа”».
Автор цитирует российского исламоведа Раиса Сулейманова, который отметил, что угрозой для Азербайджана во время Олимпиады может стать перемещение радикально настроенных ваххабитов на территорию Азербайджана с Северного Кавказа для присоединения к азербайджанским ваххабитам. Он также обратил внимание на то, что в Сирии российские ваххабиты (чеченцы) выступают в роли командиров, а в их рядах воюют и ваххабиты из Азербайджана.
Миркадыров отмечает, что для Азербайджана существуют угрозы в связи с перспективой завершения гражданской войны в Сирии. Речь идет о геополитических угрозах, исходящих от России и Ирана, которые в случае поражения в Сирии попытаются взять реванш на Южном Кавказе. «Вторая – часть азербайджанцев, которые воевали в Сирии, кстати, наверное, не только в отрядах радикальных религиозных формирований, вернется на родину. Это, безусловно, серьезная угроза. Кстати, их не так просто будет выявить. Скорее всего, у каждого будет своя “легенда”, притом никак не связанная с Сирией», - считает автор.
В статье сказано, что внешних союзников Азербайджана определит выбор официального Баку в геополитической борьбе. «Притом необходимо четко представить, что противоположная сторона будет использовать данный фактор против Азербайджана, даже если и сама страдает от религиозного терроризма и сепаратизма», - пишет Миркадыров, приводя в пример США, которые, сквозь пальцы смотрели на активизацию радикальных групп в Сирии, считая, что в борьбе против Асада все средства хороши.
«И все же при эффективных действиях спецслужб подобные угрозы краткосрочного порядка, исходящие от тех, кто вернется из Сирии, можно нейтрализовать. Но существует одна-единственная угроза долгосрочного действия – количество азербайджанцев, которые оказались в отрядах радикалов в Сирии, свидетельствует о том, что мы имеем дело с организацией, имеющей разветвленную структуру и социальную базу в Азербайджане. Вот с этим справиться будет не так-то просто, что признается и специалистами», - говорится в публикации.
Как заявил бывший председатель Госкомитета Азербайджана по работе с религиозными структурами, ученый-теолог Рафиг Алиев, межконфессиональная обстановка в Азербайджане крайне напряженная. Он уверен, что ситуацию нельзя исправить ужесточением законов и введением наказания в отношении лиц, отправляющихся на войну в Сирию. По его словам, азербайджанцы вернутся из Сирии, уже нанюхавшись пороха и наглядевшись крови. Тогда с ними будет сложнее бороться, и правительство должно задуматься над этим именно сейчас.
«По большому счету, дело не в салафитах. Вместо них могла бы быть и другая организация, даже не религиозная, которая предложила бы идею, а точнее – сверхидею, ради которой можно и нужно жертвовать собой и уничтожать всех остальных. Сверхидея, Высшая Справедливость оправдывают все и всех. Тем более что в данном конкретном случае они уничтожают, по сути, “безбожников”, которые просто называют себя “мусульманами”. Это во всех смыслах жертвоприношение во имя Сверхидеи, Высшей Справедливости, проще говоря, Всевышнего», - пишет Миркадыров.
Отметим, что с начала 2014г. азербайджанское агентство «АПА» сообщило о ликвидации в Сирии уже 18 террористов из Азербайджана.
Напомним, что связи между международными террористическими группировками и Азербайджаном берут начало в начале 1990-х. Тогда азербайджанская армия, потерпев неудачу в агрессии против Нагорно-Карабахской Республики (НКР), отступала, неся потери. Пытаясь спасти положение, азербайджанское руководство во главе с Гейдаром Алиевым привлекло к войне против армян Нагорного Карабаха международных террористов и членов радикальных группировок из Афганистана (группировки Гульбеддина Хекматиара), Турции («Серые волки» и др.), Чечни (группировки Басаева, Радуева и др.) и некоторых других регионов.
Несмотря на участие в войне в составе азербайджанской армии тысяч иностранных наемников и террористов, азербайджанская агрессия против Нагорно-Карабахской Республики потерпела неудачу, и бакинские власти были вынуждены подписать перемирие с представителями НКР и Армении. Однако международные террористы обрели необходимые им связи в Азербайджане и пользовались ими в дальнейшем. Велась вербовка среди азербайджанцев, которые затем направлялись в Афганистан и на Северный Кавказ, где участвовали в боях против сил международной коалиции и российских структур.