"История не имеет другой стороны, а отрицание Геноцида преследует иные цели"
Газета “Голос Армении” опубликовала Открытое письмо федеральному советнику Швейцарии, главе Департамента юстиции и полиции Швейцарии г-же Симонетте Соммаруга.
Более 20 известных правозащитников и ученых-геноцидоведов обратились с открытым письмом к федеральному советнику и главе Департамента юстиции и полиции Швейцарии г-же Симонетте Соммаруга в связи с решением Европейского суда по правам человека по делу Догу Перинчека. Открытое письмо опубликовано на сайте газеты "Агос"
(http://www.agos.com.tr/haber.php?seo=soykirim-arastirmacilarindan-aihmye-sert-elestiri&haberid=6584), а также организации "Рабочая группа Признание против Геноцида" (http://www.aga-online.org/news/detail.php?locale=de&newsId=553).
Открытое письмо федеральному советнику Швейцарии, главе Департамента юстиции и полиции Швейцарии г-же Симонетте Соммаруга
После ознакомления с решением Европейского суда по правам человека по иску Догу Перинчека против Швейцарии от 17 декабря 2013 г. мы, ученые, занимающиеся вопросами прав человека и геноцида, считаем необходимым отреагировать на нашедшие место в решении неточности, которые, на наш взгляд, имеют серьезное этическое и общественное значение.
Мы не затрагиваем вопрос свободы выражения, который, уверены, является существенной частью открытого демократического общества. Однако мы обеспокоены теми аргументами, обосновывающими решение суда, которые входят в противоречие как с историческим фактом Геноцида армян в 1915 году, так и с этическим пониманием политики отрицания.
В решении утверждается, что: 1. "Геноцид с точки зрения четкого правового понятия трудно доказуем"; 2. "Суд сомневается, что может быть достигнут консенсус в целом в отношении событий, подобных тем, о которых идет речь, учитывая, что исторические исследования были по определению открыты для обсуждений без необходимости обязательного заключения или окончательного утверждения объективной и абсолютной истины; суд использует фразу "жаркие дебаты" применительно к нынешней политической ситуации вокруг Геноцида армян.
Во-первых, подавляющее большинство ученых-геноцидоведов (а это сотни независимых исследователей, не имеющих никакого отношения к правительствам) уверены в том, что убийства армян в Оттоманской Турции полностью подпадают под все критерии определения геноцида, данные в статье 2 Конвенции ООН по предупреждению преступления геноцида и наказанию за него. В 1997 году Международная ассоциация исследователей геноцида (МАИГ) – главная структура, объединяющая ученых-геноцидоведов - единогласно приняла резолюцию, признающую резню армян оттоманами как геноцид. Международный центр переходного правосудия в 2003 году подготовил анализ для турецко-армянской комиссии по примирению, в котором утверждается, что "события [1915 г.] включают все элементы преступления геноцида, согласно определению Конвенции ООН".
В 2000 году 100 ведущих исследователей Холокоста подписали петицию в газету "Нью-Йорк таймс", подтверждая, что события 1915 года являются геноцидом, и призывая к его международному признанию. В июне 2005 года МАИГ обратилась с Открытым письмом к премьер-министру Турции Эрдогану, предлагая турецкому правительству признать "неопровержимый факт Геноцида армян". Исследователи-теоретики геноцидов (как, к примеру, Вильям Шабас) согласились признать геноцидами только три трагедии ХХ века: армян в Турции в 1915 г., евреев в Европе в 1940-45 гг. и тутси в Руанде в 1994 г. Уничтожение армян было центральным вопросом для Рафаеля Лемкина в процессе создания концепции геноцида как преступления в международном праве, и именно Лемкин первым ввел и использовал термин Геноцид армян в 1944 г.
Выдвинутая судом мысль о том, что преступление Геноцида может относиться только к событиям в Руанде и Сребренице лишь на основании того, что они были расследованы Международным уголовным судом, ущербна. Преступления геноцида на протяжении десятилетий признавались учеными историческим фактом, и оба этих преступления, совершенные против армян Оттоманской Турцией и против евреев в Европе нацистами, Лемкин считал геноцидом. Как не раз отмечали ученые-правоведы, преступления геноцида могут быть расследованы судом и ретроактивно. В частности, Вильям Шабас указывает на судебный процесс над Эйхманом в Иерусалиме в 1961 г., когда термин геноцид был использовал ретроактивно, с обратной силой, для обозначения преступлений, совершенных против евреев.
Далее. В статье 10 "Суд четко разграничил настоящий случай от отрицания преступления Холокоста (….), на том основании, что последние события были четко установлены международным судом". Следует отметить, что исполнителей Холокоста судили на Нюрнбергском процессе не за преступление геноцида, а за "преступления против человечества", даже несмотря на то, что Рафаель Лемкин уже ввел термин геноцид. Армянский же вопрос, вопреки утверждению суда, наоборот, имеет четкую правовую основу своей достоверности.
Первое: именно фраза "преступления против человечества" была использована Францией, Великобританией и Россией в их совместном заявлении от 1915 года, сделанном в ответ на резню армян правительством Оттоманской Турции. Затем после Второй мировой войны оттоманское правительство созвало военный трибунал (1919-1920) для суда над 200 высокопоставленными военными и членами правительства за преднамеренное массовое убийство армянского населения. Кроме того, решение Международного центра переходного правосудия в 2006г. также подтверждает наличие такой правовой базы.
Суд также решил на основе ст. 17 (запрещение злоупотребления правами), что "отказ в правовой характеристике событий 1915 года как геноцида не был направлен на разжигание ненависти к армянскому народу". Вместе с тем ЕСПЧ в пункте 19 утверждает, что "отрицание Холокоста сегодня является основной движущей силой антисемитизма". В связи с этим мы хотели бы просто отметить, что отрицание Геноцида армян в Турции привело к убийству турецкого журналиста армянского происхождения Гранта Динка, а также к насилию в отношении других людей в Турции.
Называя Геноцид армян "международной ложью", господин Перинчек проявил такую степень экстремизма, которая противоречит самой сути правосудия. Мы считаем, что суд ошибся, назвав политику отрицания Турции (страны с одним из худших показателей в области интеллектуальных свобод и прав человека за последние десятилетия) "жаркими дебатами". Как отмечалось в Открытом письме МАИГ по поводу политики отрицания и Геноцида армян (октябрь 2006-го): "Ученые, отрицающие факт геноцида на фоне подавляющего преобладания научных доказательств, ведут не исторические дискуссии, а преследуют иные цели. В случае Геноцида армян такой целью является избавить Турцию от ответственности за запланированное истребление армян – цель, которую ставит перед собой каждое турецкое правительство начиная с Геноцида 1915 года. Ученые, подвергающие сомнению тот факт, что происшедшее с армянами в Оттоманской Турции в 1915 году есть геноцид, нагло игнорируют огромное количество исторических и научных доказательств".
Как писала ученый-геноцидовед Дебора Липштадт: "отрицание геноцида, будь то Геноцид армян со стороны турок или евреев со стороны нацистов, не является актом исторического переосмысления. Отрицатели преследуют цель убедить третьи стороны в том, что есть и другая сторона истории... в то время как нет никакой другой стороны".
Мы считаем, что решение и аргументы суда способствуют отрицанию и могут оказать разрушительное воздействие на усилия по достижению истины и примирения, а также иметь этические последствия. Мы считаем важным, чтобы правительство Швейцарии обратилось с просьбой о пересмотре решения суда.
Танер АКЧАМ, профессор Центра изучения холокоста и геноцида, университет Кларка;
Джойс АПСЕЛ, университет Нью-Йорка, бывший президент МАИГ;
Питер БАЛАКЯН, профессор, университет Колгейт;
Кэти КАРУТ, профессор, Корнельский университет;
Фрэнк ЧАЛК, профессор, директор Монреальского института исследований прав человека и геноцида;
Исраэл ЧАРНИ, бывший президент МАИГ, исполнительный директор Института Холокоста и геноцида, Иерусалим;
Донна-Ли ФРИЗ, ведущий научный сотрудник Центра еврейской истории, Нью-Йорк;
Вольфганг ГАСТ, директор Armenocide.de, Гамбург;
Тесса ХОФМАНН, почетный профессор, доктор философии, Институт восточно-европейских исследований, Свободный университет Берлина;
Ханс-Лукас КАЙЗЕР, профессор, университет Цюриха;
Марк ЛЕВИН, преподаватель, университет Саутгемптона, Великобритания;
Роберт Джей ЛИФТОН, почетный профессор, Городской университет Нью-Йорка;
Дебора ЛИПШТАДТ, профессор Института новейшей еврейской истории и изучения Холокоста вуниверситете Эмори, США;
Уэнди ЛОУЭР, профессор, колледж Клермонт Маккенна, США;
Роберт МЕЛСОН, почетный профессор, университет Пердью, бывший президент МАИГ;
Дональд МИЛЛЕР, профессор, директор Центра религиозных и цивилизационных исследований, университет Южной Калифорнии;
Роджер У. СМИТ, почетный профессор, колледж Вильгельма и Марии, бывший президент МАИГ;
Лео СПИТЦЕР, почетный профессор, Дартмутский колледж;
Грегори СТЭНТОН, профессор в области изучения и предотвращения геноцидов, университет Джорджа Мейсона, бывший президент МАИГ;
Генри ТЕРИО, профессор, Государственный университет Вустер;
Эрик ВАЙЦ, профессор, городской колледж Нью-Йорка - Образовательный центр