Сегодня известный кинорежиссер-документалист Артавазд Пелешян отмечает 76-летие
Советский режиссер и сценарист документального кино, заслуженный деятель искусств Армянской ССР Артавазд (Артур) Пелешян родился 22 февраля 1938 году в Ленинакане (ныне Гюмри).
С 1963 по 1967 учился во ВГИКе, и первые же поставленные им в 1960-х годах короткометражные фильмы - «Горный патруль», «Земля людей», «Начало», «Мы» - обеспечили его славой реформатора мирового кино. Пелешяна сравнивали с Сергеем Эйзенштейном и Дзигой Вертовым. Фильмы принесли ему не просто известность: им давали призы, специалисты обсуждали его уникальный монтаж, игравший важную роль, поскольку нередко большая часть фильмов Пелешяна сделана на архивном материале.
В 1969 году вышел в свет фильм «Мы» (по названию поэмы одного армянского поэта, которое встречалось в дневниках Вертова), построенный на энергичной, стремительной музыке Арама Хачатуряна. Он сразу стал популярным.
Пелешян вошел в историю кино не только как практик изобретенного им метода, который он назвал «дистанционным монтажом», но и как теоретик, продвинувший развитие теории монтажа, начатое Вертовым и Эйзенштейном. Это открытие и позволило ему делать, по образному выражению Сергея Муратова, «кино в степени кино». Среди наиболее известных фильмов Пелешяна - «Горный патруль»(1964), «Земля людей» (1966), «Начало» (1967), «Мы» (1969), «Обитатели» (1970), «Осенняя пастораль» (1971), «Времена года» (1975), «Наш век» (1982), «Краски осеннего рынка» (1985), «Жизнь» (1992–1993), «Конец» (1993).
Награжден Государственной премией Армянской ССР (1985, за фильм «Наш век»), орденом Святого Месропа Маштоца, премией «Лавр» (2003), премией им. Сергея Параджанова Ереванского кинофестиваля «Золотой абрикос» за вклад в мировой кинематограф (2006).
«Один из немногих подлинных киногениев», - так отзывался о нем Сергей Параджанов. Открытый Пелешяном метод дистанционного монтажа совершил переворот в кинематографии. Вот как он сам отзывался о методе: «Дистанционный монтаж создает вокруг фильма магнетическое поле. Порой я и сам не называю свой метод "монтажом". В каком-то смысле я уничтожил монтаж, разрушил его созданием кино исключительно на монтаже».