Иран вовсе не собирается претворять в жизнь мечты властей Турции. Востоковед о «горячих страстях» вокруг голубого топлива
Ранее Турция подала иск в Международный арбитражный суд против Ирана, оспаривая «высокую цену» на импортируемый иранский газ. Между тем, активно муссируются слухи о том, что Иран намерен увеличить объемы экспортируемого в Турцию газа с целью в дальнейшем через турецкую территорию осуществлять поставки голубого топлива в Европу. Сложившуюся ситуацию в интервью Panorama.am проанализировал востоковед, специалист по Ирану Рудик Яралян.
– Действительно ли Иран рассматривает Турцию как транзитную территорию для поставок энергоносителей в Европу?
– На самом деле высказываются точки зрения, согласно которым Иран рассматривает Турцию как основную транзитную страну для поставок энергоносителей, в частности газа, в Европу. Однако реальность подобного сценария кажется, по крайней мере мне, чересчур сомнительной. Если даже по стечению тех или иных обстоятельств Турции удастся взять на себя миссию страны, экономически связующей Европу и Иран, это еще не будет означать, что Тегеран этим ограничится и не станет искать способы пустить в ход альтернативные варианты с целью лишить Анкару монопольных преимуществ. Политика в сфере энергетики является для ИРИ важнейшим козырем геополитического значения, посему нелогично полагать, что Тегеран предоставит исключительные права своему традиционному сопернику в регионе.
С другой стороны мы видим, что власти Ирана до сих пор не спешат снизить установленного тарифа в 490 долларов на 1000 куб. м газа, поставляемого в Турцию для внутреннего потребления, а это с учетом значительного спроса на газ в этой стране является довольно болезненной проблемой для Анкары. Это, в свою очередь, означает, что иногда озвучиваются претенциозные заявления о возможном перспективном стратегическом сотрудничестве между Ираном и Турцией, однако на практике мы становимся свидетелями того, что между этими странами сложно решаемы даже отдельные проблемы, касающиеся сугубо двусторонних отношений.
– В этом случае в чем смысл указанных Вами претенциозных заявлений?
– В вопросе энергетического сотрудничества между Турцией и Ираном больше всех заинтересована турецкая сторона, и это видно из периодически озвучиваемых в Турции заявлений. Ясно, что Анкара обеспокоена тем, что из-за невступления в энергетические проекты Ирана Турция может в дальнейшем остаться в стороне от основных региональных процессов, одним из которых, безусловно, является энергетическое сотрудничество между ИРИ и Европой. Правда, официальный Тегеран пока не озвучивал заявлений, доказывающих обратную логику и, кажется, однозначно согласен с турецкой стороной, но, на мой взгляд, это лишь характерное иранской дипломатии поведение, цель которого заключается отнюдь не в стремлении претворить все озвученные Анкарой заявления в жизнь.
Напомним, Иран понес серьезный урон в результате введения против страны санкций США и ЕС в 2012 году. Доходы от экспорта нефти сократились почти в два раза, что привело к финансовому кризису и ослаблению национальной валюты. Основным потребителем иранской нефти долгое время являлись страны Евросоюза и, хотя Тегеран смог частично перенаправить поставки в Индию и страны Восточной Азии, полностью восстановить внешний товарооборот не удалось. Немалый ущерб нанесли также санкции против иранских банков, в связи с чем сложились затруднения с оплатой иранской продукции, в основном нефти. Сам Иран столкнулся с проблемой нехватки валюты. От 60 до 100 миллиардов долларов, принадлежащих Ирану, были заморожены в иностранных банках.
Однако после того, как с Ирана были сняты санкции по торговле нефтью, а с западных финансовых компаний – по страхованию иранских танкеров, Тегеран заявил, что активно готовится к восстановлению своих позиций на мировом рынке. Известно, что в результате действия режима санкций экспорт черного золота из Исламской Республики упал более чем в два раза – до уровня менее одного миллиона баррелей в сутки. Однако уже в скором времени Тегеран надеется восстановить прежние объемы, а потенциальные покупатели понемногу снова начинают рассматривать Иран в качестве поставщика. Например, Шри-Ланка объявила о возвращении к иранской нефти после того, как долгое время покупала сырье у ОАЭ и Омана. Как отмечалось в спецпроекте радиостанции «Голос России» под названием «Тегеранская оттепель», эксперты не сомневаются, что примеру Шри-Ланки последуют и другие страны.
Материалы по теме:
Турция собирается через международный суд опустошить казну Ирана на $2.5 млрд