Разыгрывая карту «Ходжалу», Баку пытается отвлечь внимание от геноцида армян в Сумгаите, Баку, Кировабаде…
26 лет назад, 27-29 февраля 1988 года, в городе Сумгаит Азербайджанской ССР был осуществлен акт геноцида против армянских жителей этого города. При целенаправленной и спланированной поддержке азербайджанских властей и попустительстве руководства СССР были совершены массовые погромы и убийства армян, преступления против человечности, потрясшие мировую общественность своей дикостью и жестокостью. Об этом говорится в статье Рубена Заргаряна, опубликованной в газете «Комсомольская правда».
Как отмечается в материале, резня в Сумгаите, находящемся в сотнях километров от Нагорного Карабаха, стала реакцией на законное волеизъявление народа Нагорного Карабаха о его воссоединении с Арменией, неотъемлемой частью которой он был в течении многотысячелетней истории до советского периода, а также олицетворением армяноненавистнической систематической политики руководства азербайджанской республики.
«Массовые убийства армян в «интернациональном» Сумгаите преследовали цель блокировать возможное решение проблемы союзным центром и провести акцию устрашения армян Нагорного Карабаха перспективой новых кровавых расправ - заставить их отказаться от их естественного права на свободу и достойную жизнь. Десятки ни в чем не повинных людей были убиты с садистской жестокостью, исходя из национальной принадлежности»,-пишет автор.
Согласно статье, в последний день сумгаитской резни армян 29 февраля 1988 года в Кремле состоялась заседание Политбюро ЦК КПСС, на котором впервые официально отмечалось, что массовые погромы и массовая резня в Сумгаите осуществлялись по национальному признаку, то есть против лиц армянской национальности.
По словам автора, геноцид армян в Сумгаите был заранее тщательно организован: «Сопредседатель Социал-Демократической партии Азербайджана Зардушт Али-заде пишет о первом митинге азербайджанской молодежи у здания ЦК Компартии Азербайджана уже 19 февраля 1988 года (то есть еще до решения сессии Областного Совета народных депутатов НКАО от 20 февраля 1988 года) и попытке армянского погрома в городе Баку».
В материале рассказывается, что на антиармянских митингах, начавшихся 26 февраля на центральной площади Сумгаита, руководители города открыто призывали к насилию в отношении армян, формировали атмосферу массового психоза и истерии. 27 февраля погромщики, вооруженные заранее изготовленными в заводских условиях металлическими прутьями и другими колюще-режущими средствами, приступили к осуществлению спланированных преступных действий. Погромщики четко знали свои задачи, имея на руках заранее составленные списки горожан-армян и их адреса. Разбившись на группы по 50-80 человек, они врывались в квартиры армян, убивали людей не только в их домах, но чаще выводили на улицы или во двор для публичного глумления над ними. После мучительных издевательств жертв обливали бензином и сжигали заживо.
«Уничтожались целые семьи. Так, были убиты все члены семьи Мелкумянов: Согомон Маркарович, 57 лет, Раиса Арсеновна, 54 лет, Эдуард, 28 лет, Игорь, 31 года, Ирина 27 лет. После избиений, насилия, нанесения тяжких повреждений, их трупы были сожжены», – пишет автор.
В материале также приводятся некоторые выдержки из показаний, зафиксированных в протоколах судебного заседания над азербайджанскими погромщиками. Так, Д.Зарбалиев показал, что «когда 29 февраля 1988 года толпа подошла к дому 5а, группа парней сразу зашла в первый подъезд… Минут через десять парни вытащили из подъезда мужчину лет пятидесяти. Его окружили человек 15-20 и стали бить топором, ножами, деревянными палками. Потом один из парней вытащил горевший матрац и накрыл им мужчину, сверху набросили разные вещи».
Свидетель Атлуханов М.А. рассказывает, что по дороге на автовокзал он и Ахмедов видели в камышах обнаженную убитую девушку, а на земле возле светофора лежал окровавленный мужчина… По городу ходили бронетранспортеры, но и они не вмешались.
«Азербайджанские власти в Сумгаите совершили преступление против человечности, жертвами которого стали 36 убитых армян (это число запротоколировано, но на самом деле убитых было больше), в числе которых были беременные женщины, дети и старики. Сотни были ранены, многие из которых остались калеками, а десятки тысяч стали беженцами», – говорится в материале, где также отмечается, что сразу по завершении погромов власти АзССР незамедлительно предприняли оперативные меры с целью сокрытия следов преступления и уничтожения улик и вещественных доказательств.
Автор с сожалением отмечает, что по сей день геноцид, организованный в Сумгаите с 27-го по 29-е февраля 1988 года, на государственном уровне не получил адекватной политической и юридической оценки.
«Очевидно, что отсутствие правовой и политической оценок сумгаитской трагедии, безнаказанность, создали прецедент для последующего геноцида армян в январе 1990 года в Баку и аналогичных преступлений в других районах Азербайджана, а также на территории Нагорного Карабаха», – пишет автор.
В материале отмечается, что в феврале 1992 года азербайджанское руководство осуществило убийство собственного народа на подконтрольной азербайджанской армией территории в Ходжалу, а точнее в окрестностях Агдама, откуда шел непрерывный обстрел территории НКР и осуществлялись атаки на карабахские города и села.
«Власти Азербайджана систематически фальсифицируют события в Ходжалу. Азербайджанские фотоматериалы представляют собой скомбинированные на компьютере фотографии и отображают другие исторические события в других географических точках. За кадры, якобы отображающие ходжалинскую трагедию, выдаются фотографии землетрясения в Турции 1983 года, афганские дети-беженцы, погромы алавитов в 1978 году в турецком городе Мараш, фотографии убитых албанцев в Косово, погромы на Балканах в 1999 году, кадры уничтоженных израильской армией боевиков Хамас», - пишет автор.
По его словам, регулярно разыгрывая карту «Ходжалу», официальный Баку пытается отвлечь внимание международной общественности от геноцида армян в Сумгаите, Баку, Кировабаде, Ханларе и других населенных пунктах Азербайджана, а также в приграничных населенных пунктах НКР.
Автор рассказывает, что в ходе широкомасштабной агрессии Азербайджана против Нагорно-Карабахской Республики в 1991-94 годах в захваченном азербайджанской армией на несколько часов карабахском селе Марага 10 апреля 1992 года были зверски убиты более 80 человек, взято заложниками 67 человек, судьба многих из них до сих пор неизвестна. Не успевших покинуть деревню людей расчленяли топорами, обливали бензином и сжигали заживо.
«В Азербайджане вместо покаяния за бесконечные злодеяния и зверства, вместо суда над преступниками, мы сегодня видим и слышим лишь бряцание оружием и угрозы реваншизма, террористические призывы сбивать гражданские самолеты, фальсификацию фактов истории и непрекращающиеся расистские человеконенавистнические оскорбления армянского народа», – пишет автор.
Р. Заргарян подчеркивает, что позор освобождения и героизации убийцы с топором Сафарова в Азербайджане в очередной раз продемонстрировал мировому сообществу, что в Азербайджане убийство на национальной почве возведено в ранг государственной политики, а систематическая и целенаправленная ложь и срывы международных соглашений лежат в основе политики, проводимой Баку.