Армянская сторона должна обратиться в международные правовые инстанции по вопросу Мамикона Ходжояна
Panorama.am представляет вниманию читателей статью газеты “Голос Армении”.
Спустя чуть больше месяца 77-летний Мамикон Ходжоян, 28 января по неосторожности попавший в заложничество в Азербайджан, был репатриирован на родину. 4 марта его передали армянской стороне, и он сразу был помещен в больницу на обследование.
Напомним, что ранее у Ходжояна наблюдались психические проблемы, что не помешало азербайджанским горе-пропагандистам попытаться выставить больного старика вначале "армянским диверсантом", а затем "проводником диверсионной группы". Затем в Баку быстренько организовали и закинули в сеть видеоинтервью с заложником, в очередной раз грубо нарушив положение Женевских конвенций и приписав старику абсурдное признание в том, что он является сотрудником спецслужб Армении.
В результате предварительного обследования в медцентре Иджевана выяснилось, что у Мамикона Ходжояна имеются переломы, повреждения и огнестрельное ранение. На теле обнаружено множество синяков, ссадин и ран. По словам старосты села Верин Кармирахпюр, где живет Ходжоян, он не узнал родных, практически не разговаривает и ответил лишь на один вопрос врача, сообщив, что спал на бетонном полу. Сын Айказ Ходжоян в интервью сайту galatv.am сообщил, что отец находится в невменяемом состоянии, чуть ли не при смерти. "Ничего не понимает, не осознает, где он и что происходит. Все тело в синяках, рука и нога сломаны, на голове след от удара, он потерял память, явно не в себе", - сообщил Айказ Ходжоян, добавив, что отец пока узнал только дочь. Согласно сообщениям, дед Мамикон остается в больнице и его продолжают обследовать и проводить анализы.
Хотя окончательные заключения медэкспертизы станут известны позднее, уже очевидно, что в период заложничества 77-летний гражданин Армении подвергался не только моральному (видеоинтервью), но в первую очередь - физическому давлению. Проще говоря, избиениям и пыткам. Есть даже мнение о том, что пожилой человек находится при смерти, поэтому азербайджанская сторона поспешила избавиться от него, дабы избежать впоследствии обвинений в ненадлежащем обращении с заложником. Будем надеяться, что Ходжоян выкарабкается, однако выводы даже при таком раскладе напрашиваются сами собой.
Прежде всего сопоставление видеозаписей первых часов нахождения Ходжояна на азербайджанской территоррии, выставленных в сеть сразу по задержании, четко свидетельствует о том, что по крайней мере физическое состояние его было относительно удовлетворительным. Спустя пару дней появилось сообщение, что у него сломана рука, хотя на первых видеокадрах видно, что обе руки целы. Первые результаты обследования - отметим, без данных анализов - показывают, таким образом, что Ходжоян возвращен с физическими повреждениями, переломами и ранами, полученными именно в плену. Что же касается состояния психики, в том числе потери памяти, тут свое слово должны сказать специалисты. Отметим лишь, что, по словам сына, провалы в памяти у него ранее случались, однако носили кратковременный характер.
Как сообщила первый омбудсмен РА, исполнительный директор фонда "Против правового произвола" и член Госкомиссии по военнопленным и заложникам Лариса Алавердян, сегодня Ходжояна посетит реабилитационная группа фонда. Кроме того, юристы организации намерены рассмотреть вопрос с точки зрения международно-правовых норм, поскольку есть все основания констатировать нарушение такого положения гуманитарного права, как запрет на пытки. Это положение, подчеркнула Л. Алавердян, носит характер абсолютной нормы прав человека и зафиксировано как в основополагающих документах ООН, так и в Европейской конвенции. После соответствующего заключения специалистов и выяснится - имеются ли основания у армянской стороны обратиться в судебные инстанции, в том числе в Европейский суд по правам человека, с иском о нарушении прав М. Ходжояна.
Что касается Международного Комитета Красного Креста, при посредничестве которого стала возможной репатриация, представитель Ереванской делегации Зара Аматуни сообщила, что в принципе функции МККК завершены и в дальнейшем организация может оказать пострадавшему лишь гуманитарную помощь, прецеденты которой имеются. Что же касается проблем со здоровьем, возникших в период заложничества, в том числе в результате пыток, МККК по меньшей мере публичной деятельностью в этом направлении не занимается.
Таким образом, в лице Мамикона Ходжояна армянская сторона получила еще один наглядный пример того, как в Азербайджане нарушаются нормы международного гуманитарного права в отношении лиц, попавших в плен или заложничество. Напомним, что в последние годы Азербайджан регулярно, открыто и грубо нарушает прежде всего положение третьей и четвертой Женевских конвенций - "защита от любопытства толпы". Видеоинтервью, которые свидетельствуют о нарушении этого положения, были использованы в трех последних случаях: Манвела Сарибекяна, Акопа Инджигуляна и Мамикона Ходжояна. Безнаказанность за фактическое убийство Манвела Сарибекяна, изувеченное тело которого вернули родным спустя месяц после плена, воодушевила варваров на новые нарушения и этого, и других положений конвенций.
Как известно, армянская сторона подала иск по делу Сарибекяна в ЕСПЧ, однако пока каких-либо новостей нет. В Страсбургском суде находится и иск по делу другого заложника - Артура Бадаляна, которого вернули спустя два года с многочисленными проблемами физического и ментального характера.
К сожалению, нельзя и в дальнейшем исключать случаи попадания граждан Армении и НКР в азербайджанский плен или заложничество по неосторожности. Столь же несомненно, что азербайджанская сторона, оставаясь безнаказанной, будет продолжать преступную практику нарушения норм международного гуманитарного права. Пламенные воззвания к политикам - главным образом сопредседателям Минской группы - приводят в лучшем случае к очередной душещипательной записи в Твиттер со стороны г-на Уорлика. Вывод один: положить конец подобной практике и добиться наказания для варваров, пытающих больного старика и молодых солдат и изгаляющихся над невинными людьми, можно только посредством обращения в правовые инстанции. Остается надеяться, что на этот раз армянская сторона сделает этот обоснованный правовой шаг своевременно.