Для решения конъюнктурных проблем азербайджанский политический истеблишмент избрал армянофобию
Panorama.am публикует выдержки из книги А. Адибекян и А. Элибеговой «Армянофобия в Азербайджане».
Глава 1. Что важно знать о ксенофобии
Ксенофобия – иррациональное чувство, источник комплекса негативных переживаний индивида, основанных на страхе, предубеждениях, стереотипах, предрассудках и всех вытекающих из этого состояний и поведения.
Частью ее социально-психологического аспекта также являются этнические установки. Это готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межнациональных отношений и действовать определенным образом в конкретной ситуации в соответствии с этим восприятием.
На формирование установки оказывают влияние родители (особую роль играет сходство установок родителей и детей по отношению к социально значимым объектам), авторитетные личности, а также средства массовой коммуникации. Все это выступает в качестве воспитательного, пропагандистского и идеологического инструмента в деле формирования нужного стереотипа.
Дед– внуку: «Армяне – наши враги, сынок. Эти проклятые вот уже 5 лет как отравили нашу жизнь, превратили все в яд. В свое время мы их приняли как подручных, слуг. Предоставили им земли, жилища, приют. Росли они на остатках нашего хлеба. Пусть боком им выйдет все наше добро. Как обнаглевшие псы лают на своих хозяев, так же они платят черной неблагодарностью тем, кто протянул им руку, поддержал в трудные времена. Негодяи, ублюдки лают на нас, тех, кто им давал хлеб и прибежище».
Этнические установки, в свою очередь, лежат в основе этнического стереотипа, который представляет собой элемент взаимоотношений, основанный на опыте предшествующих поколений, из которого вытекают представления и восприятие человека.
Умуд Хазар, активист движения «Нида»: «Помню в детстве, под влиянием нелепой пропаганды, я представлял армян, как одноглазых циклопов – людоедов с длинными бородами, а креативные родители пугали не желающих спать детей не бабайками, а … армянами, и все это до сих пор не изменилось».
Противопоставляя свою «толерантность» «расизму» армян, власти Азербайджана противоречат сами себе, демонстрируя откровенную ксенофобскую риторику:
• У некоторых правозащитников Азербайджана имеется примесь армянской крови.
• Их (армян) надо убивать в Карабахе, а не в других странах. Можно с уверенностью утверждать о том, что если у хаев иногда и появляются «таланты», то это вовсе не их национальное достоинство, а это результат того, что в большинстве их течет тюркская кровь.
• Хотя, в данном случае я выбрал неверное сравнение и невольно оскорбил благородное и свободолюбивое животное (речь о волке – прим. авт.), единственное, которое не поддается дрессировке, сравнив его с армянами. Естественно, что свободолюбие (армяне на протяжении всей истории были под чьей-то пятой, а последние триста лет уютно чувствуют себя шавками России) и, тем более, благородство чужды этой нации. Скорее, уместно сравнить армян с шакалами, чей вой уж очень напоминает завывания наших недобрых соседей о своей «многострадальности».
В результате подобного искажения восприятия и оценки возникают такие негативные явления, как предубеждения, предрассудки и дискриминация.
Чтобы держать информационное поле под тотальным контролем и быть уверенным в бесперебойной работе «образа врага», власть использует инструмент дезинформации и дезориентации Масс-медиа – могущественное оружие в пропаганде и решении конъюнктурных задач. Власть, контролируя СМИ и альтернативные каналы распространения информации, в состоянии оказывать влияние на формирование общественного мнения, манипулирования и внедрения необходимой идеологии.
«Армянский католикос Гарегин II такой же террорист и кровопийца, как глава государства Серж Саргсян». Об этом SalamNews заявил депутат Милли Меджлиса от Ходжалы Эльман Мамедов. Депутат подчеркнул, что не ожидает положительных результатов от встречи председателя Управления мусульман Кавказа гаджи Аллахшукюра Пашазаде и Гарегина II: «Аллахшукюр Пашазаде – религиозный деятель, а вот Гарегин такой же кровопийца, как президент Серж Саргсян».
В сочетании с визуализацией, вызывающей эмоциональный всплеск у конечного адресата, результат достигается достаточно быстро и эффективно.
Американский психолог В. Каган считает, что ксенофобия, будучи иррациональным явлением, поддерживается и вполне позитивными процессами. Человек никогда не совершает того, что ему представляется дурным, нехорошим, некрасивым, преступным и т.д. В его сознании всегда происходит некое переосмысление, представляющее будущий поступок как нечто позитивное. Происходит подмена, замена, сдвиг, перелицовка, переиначивание смысла деяния, придание ему позитивной, а по возможности, героической окраски.
И именно этот процесс в Азербайджане осуществляется на уровне государственного аппарата. Очевидно, что убийство спящего, пусть даже врага – как минимум нелицеприятный поступок. Однако небольшое смещение акцентов со слова «убийство спящего» на фразу «враг, поправший флаг», «поступки Рамиля Сафарова дали второе дыхание» – и позитивное восприятие со стороны общества обеспечено.
Оружием борьбы за консолидацию азербайджанского общества (ассимиляционные процессы национальных меньшинств), минимизацию опасности внутреннего раскола (клановая стратификация и борьба между ними), перенаправление народного гнева в другое русло (социально-экономическое положение) и решение конъюнктурных проблем азербайджанский политический истеблишмент избрал армянофобию.