Мир Фарадж Абасов: В 2013г. Азербайджан потратил $2,5 млрд. на искусственную поддержку жизни маната
«В условиях специфической, проблематичной азербайджанской экономики инфляция развивается еще стремительнее и опаснее. Попробуем разобраться в синдромах болезни азербайджанского маната», - говорится в статье Мир Фараджа Абасова, опубликованной на сайте азербайджанской службы «Радио Свобода».
Автор отмечает, что чем больше физических денег напечатано, тем меньше они ценятся людьми. Совокупность всех наличных денег, находящихся в обращении, называется экономистами денежной массой, а постоянный рост этой денежной массы (т.е. постоянная печать новых денег) в условиях слабой и монополизированной экономики является основной причиной инфляции. Инфляция же означает, что по прошествии некоторого времени за одну и ту же сумму денег можно купить меньшее количество товаров и услуг. Таким образом, чем больше денег печатают в стране, тем быстрее растут цены на продукты и услуги.
Автор отмечает три синдрома болезни азербайджанского маната: 1. Нефтедоллары, 2. Вечная стройка, 3. Накопительство и ростовщичество.
«Более 80% дохода азербайджанской экономики поступает от продажи нефти и нефтепродуктов. Мы продаем азербайджанскую нефть на Запад и получаем обратно американский доллар или европейский евро. Проблема в том, что Азербайджан платит зарплаты нефтяникам, рабочим, учителям и педагогам азербайджанским манатом», - говорится в статье.
Таким образом, количество манатов в казне уменьшается, а количество долларов и евро растет, и в очередной раз, когда надо выплачивать бюджетникам зарплаты и пособия, государство вынуждено выходить на валютный рынок и продавать через свои структуры евро и доллары, собирая у населения азербайджанский манат. Это приводит к постоянной его нехватке на рынке и его укреплению по отношению к другим валютам: данный процесс называется валютной стерилизацией. В 2013г. Азербайджан потратил $2,5 млрд. на валютную стерилизацию своей валюты. «Иными словами, мы поддержали искусственно жизнь азербайджанского маната, обменивая его на евро и доллары, полученные за продажу нефти», - сказано в статье.
Говоря о синдроме «вечной стройки», автор отмечает, что гигантские по своему размаху и стоимости строительные и имиджевые проекты Азербайджана потребляют огромное количество финансовых ресурсов из бюджета страны. Запуск спутника - около $240 млн., проведения Евровидения 2012г. в Баку вкупе со строительством места проведения - около $630 млн., строительство Socar Tower обходится стране примерно в $240 млн. На подготовку к Европейским Олимпийским играм уже сегодня потрачено $120 млн., порядка $1 млрд. в текущем году Азербайджан направит на реализацию проекта TANAP, несколько миллиардов долларов ушло на реализацию проекта по реконструкции и расширению транспортной сети.
«Добавьте к этому постоянные сносы, мраморные переходы и ремонты, и вы получите бесконечно гигантские траты из бюджета. И самая большая проблема в том, что большинство из этих трат совершаются в нацвалюте. В этом году расходы особенно велики: одни только планы по переселению целого района в центре Баку (бывшая Советская) заставит государство потратить не одну сотню миллионов манат на выплату компенсаций и строительство», - сказано в статье.
Касаясь синдрома «накопительства и ростовщичества», автор отмечает, что местные СМИ с радостью сообщают, что накопления азербайджанских граждан в банках превысили 6 млрд. манат ($7,6 млрд.) и более половины этой суммы размещено гражданами под депозиты в нацвалюте, и еще столько же лежит дома у граждан под подушкой.
«Любой здравый экономист скажет вам, что накопители - это враги экономики, а накопители, держащие свои накопления в национальной валюте - это враги вдвойне. Граждане пережившие на своем опыте не один финансовый кризис, видавшие не раз дефолты и развалы стран, пытаются откладывать средства на черный день и в данном случаи как они считают искусственно завышенный манат для них единственный правильным выбор. Держать все деньги в копилке, а не в экономическом круговороте - это большой удар по финансовой стабильности страны и большой риск для ваших сбережений», - пишет автор.
В статье сказано, что даже при таких накоплениях в Азербайджане кредиты выдаются по 20% годовых, «Кредиты по таким процентам для большинства заемщиков становятся неподъемными, в итоге рушатся бизнесы и уничтожается малый и средний предприниматель. Богатые становятся еще богаче, а бедные - еще беднее»,- отмечает автор.
«Таким образом, азербайджанский манат находится под постоянным риском обрушения и смерти ввиду вышеперечисленных причин. О нестабильности азербайджанского маната и его инфляции можно судить по уровню денежной массы в стране (M2). В 2012 году - 12,2 миллиарда манат, в 2013-м - 14,7 миллиардов, в начале 2014-ого - уже 16,34 миллиарда. Рост нацвалюты происходит слишком быстро, несбалансированно и непоследовательно, что приводит в кубе с другими проблемами к росту цен на продовольствия и услуги», - говорится в статье.
Автор отмечает, что ввиду этого руководство Азербайджана вынуждено было пойти на ряд очень непопулярных в народе мер. В попытках собрать остатки азербайджанского маната с рынка, правительство в декабре 2013г. подняло цены на бензин. При этом, бензина на внутреннем рынке Азербайджана не хватает, а небольшие процентные колебания вверх на рынке топлива дают огромные сверхприбыли в суммарном масштабе.
«Далее Национальный банк ввел запрет на выдачу кредитов без справки с места работы (в середине января), Соцфонд и ужесточило наказание за работу без оформления (если человек не оформлен, налоги в казну за него не платятся работодателями), Министерство налогов повсюду проводит налоговые проверки, аудиты и хронометражи. Но на этом не закончится: я думаю, стоит ожидать и других налоговых изменений, ужесточения контроля и сбора налоговых отчислений, штрафов, повышения тарифов и пошлин», - резюмирует автор.