Как отразилась смена власти в Грузии на армянской общине? Интервью с лидером «Многонациональной Грузии»
Корреспондент Panorama.am побеседовала с руководителем общественной организации «Многонациональная Грузия» Арнольдом Степаняном о смене власти в Грузии, о внутриобщинных проблемах и отношениях между армянской общиной и Грузинской епархией ААЦ.
В ответ на вопрос, какие задачи стоят перед армянской общиной после смены власти в Грузии, Арнольд Степанян сказал: «В первую очередь, хотел бы отметить, что само отношение новых властей к меньшинствам предельно честное. В отличие от прежних, они не создают иллюзию братства, в то же время орудуя полицейской дубинкой, и не клянутся в любви, но принимают тот факт, что Грузия многоэтническая страна, хочет того кто-то, или нет. И, несмотря на многовековые традиции толерантности, не раз нарушенные за последние 20 лет, нам нужно учиться жить вместе заново».
Что же касается задач, стоящих перед армянской общиной, лидер «Многонациональной Грузии», отметил: «Первое: армяне Джавахка имеют потребность в сохранении и использовании родного языка. Думаю, что в этом случае государство должно вести комплементарную языковую политику. То есть вместе с тем, чтобы поощрять эффективное обучение грузинскому языку, власти должны создать приемлемые для общины стимулы для его изучения. С другой же стороны, исходя из реальности, можно предположить, что в ближайшее время армяне Джавахка при самых оптимистичных прогнозах не смогут говорить на государственном языке. Соответственно необходимо создавать условия для использования армянского языка не только в быту, что позволит более эффективно включить общину Джавахка в информационное и политическое пространство грузинского государства и соответственно повысить уровень их участия в общественной и политической жизни – как минимум региона, а возможно и страны в целом.
Второе: для развития и совершенствования своих гражданских и специфических прав необходимо самосовершенствование общинных организаций, поднятие их профессионального уровня вместе с увеличением гражданской активности. Адекватное отношение к происходящим в стране и в регионе процессам напрямую зависит от уровня образования и информированности. Исходя из того, что армянская община Грузии составляет до 300.000 из 4.000.000 человек, мы представляем интерес как внутриполитический фактор, однако из-за ряда причин часто действуем неосознанно или же осознанно, но без серьезного анализа реалий, руководствуясь эмоциями, создавая риск быть проводниками чужих интересов».
«Несмотря на то, что за последние годы несколько армянских церквей были отремонтированы не за счет госбюджета – ни одна из них не была возвращена Грузинской епархии армянской церкви. Даже действующие армянские церкви до сих пор остаются на балансе государства. За прошлый год в некоторых недействующих и полуразрушенных церквях начался процесс консервации, что является результатом многолетнего протеста армянской общественности Тбилиси против халатного отношения властей к армянским церквям, ведущего к их постепенному разрушению. Повышенное внимание к этому вопросу со стороны армянской диаспоры мира и международных организаций, Первопрестольного Святого Эчмиадзина привело к позитивным шагам со стороны властей в практической плоскости.
Что касается армянских школ. С 2003-2012 годы закрылись более половины армянских школ Тбилиси. В последние 2 года процесс стабилизировался, но угроза закрытия все же существует. Вопрос отсутствия интереса у широкого слоя армянства Тбилиси повышает риск закрытия оставшихся школ», – добавил собеседник Panorama.am.
Отвечая на вопрос, почему многие грузинские армяне не отдают своих детей в армянские школы, А.Степанян сказал: «Я думаю, что, в первую очередь, большинство родителей думают не о том, на каком языке будут обучаться их дети, а о том, чему дети могут научиться. К сожалению, уровень преподавания в армянских школах не стимулирует родителей отправлять туда на обучение своих детей».
Обратившись к тому, как отразилась смена власти в Грузии на армянской общине, А.Степанян сказал: «В последнее время община находится в поиске решений, способных консолидировать усилия для решения общих проблем. Но процессу мешает внутренняя борьба за управление человеческими и материальными ресурсами».
«Процессу усиления общины мешают в том числе и причины, зависящие от нас самих», – сказал он, добавив: « Необходимо как можно скорее перейти к процессу здоровой конкуренции, стимулирующей развитие всех общинных составляющих».
Коснулся А.Степанян и недавних обвинений представителя армянской общины Грузии, руководителя организации «Глобал бридж» Георгия Элибегова в адрес епископа Грузинской епархии ААЦ Вазгена Мирзаханяна в нецелесообразном расходовании выделяемых церкви средств.
«По сути, этот инцидент с конкретными обвинениями между Элибеговым и Епархией исчерпан за неимением фактов со стороны Элибегова, но думаю, что противостояние может перейти в другие формы между Элибеговым и конкретными людьми, участвовавшими в акции протеста со стороны прихожан».
«В Епархии хорошо понимают, что развитие общины невозможно без постоянной и здоровой конкуренции. Считаю, что, несмотря на обиду, епископ стремится к созданию здоровой конкурентоспособной среды в общинных структурах, даже, несмотря на то, что это, возможно, ограничит влияние самой епархии в вопросах, не касающихся церкви, среди армян Грузии», – выразил мнение лидер «Многонациональной Грузии».
В ответ на вопрос же, может ли позитивное отношение президента Грузии к армянам повлиять на политику властей в отношении армянской общины, А.Степанян сказал: «Несмотря на то, что по новой редакции конституции президент не влияет на формирование внутренней политики, разве что только во время внутри- и внешнеполитических кризисов, Маргвелашвили является энергичным человеком и пытается быть активным не только во внешнеполитических вопросах. Его толерантное отношение ко всем этническим меньшинствам может подтянуть и других политических деятелей к вопросам, беспокоящим четверть населения страны и, в частности, армян».