В Азербайджане национальность «армянин» практически стала синонимом слова «враг» и «другой»
Panorama.am публикует выдержки из книги А. Адибекян и А. Элибеговой «Армянофобия в Азербайджане».
Глава 3. Армяне в Баку
Одним из основных пропагандистских приемов Баку в деле распространения мифа о толерантности и приверженности к мультикультурализму, а также благодатной почвы для подпитки и насаждения армянофобии является тезис о 30 тысячах армян, проживающих в Баку.
Между тем, согласно официальной переписи населения 1999 года, на подконтрольных Азербайджану территориях проживали примерно 645 армян, а согласно переписи 2009 года — 163 человека. Здесь азербайджанская сторона использует тезис о том, что армяне проживают в Азербайджане без гражданства, поэтому в перепись не попадают.
Отметим, что невыдача на протяжении 20 лет документов по национальному признаку уже является доказательством существующей политики апартеида и сегрегации, направленных против армян.
В исследовании «Этническая принадлежность как социальный статус и стигма: Армяне в постсоветском Баку», опубликованном «Фондом Генриха Белля», автор Севиль Гусейнова отмечает, что «после распада Советского Союза проживающие в Баку этнические армяне потеряли свой статус равноправных членов местного городского сообщества. Это определяется не только этнической демаркацией населения. Статус полноправных членов общины был утерян в ходе нагорно-карабахского конфликта, так как национальность «армянин» практически стала синонимом слова «враг» и «другой». А продолжающийся конфликт стигматизировал этническую идентичность армян. Быть армянином и в то же время проживать в Азербайджане являлось противоречием и уже не соответствовало критерию «хороший гражданин». Самовосприятие армян, проживающих в Баку, формировалось в этом контексте.
Кроме того, информационное пространство города Баку и Азербайджана в целом пронизано идеологией, которая гласит, что стигматизированные жители Баку, коими являются этнические армяне, представляют угрозу или провоцируют негативные эмоции. Границы между стигматизированными людьми и «правильными людьми» четко обозначена. «В СМИ так же, как и в повседневной жизни, мы слышим концепции стигматизации: «исторические враги», «маленький армянский ублюдок», «Хачик» и т.д. Можно сказать, что этническая принадлежность становится качеством, которое отличает армян Баку от остальных жителей города и других граждан Азербайджана».
После погромов на территории Азербайджанской республики и попытки ее полной деарменизации некоторые этнические армяне в силу тех или иных причин остались жить в Азербайджане.
Их можно разделить на несколько условных категорий с учетом того, что часто имеет место переход из одной в другую:
1. Пожилые, больные и одинокие люди, которые были не в состоянии уехать и не представляли себе жизни в другом, кроме Азербайджана, месте, поскольку они родились там и выросли, а уезжать им некуда и не к кому.
Сведений об их количестве и о том, как сложилась судьба тех, кто был оставлен на территории Азербайджана, нет. Но логично предположить, что основная их часть уже умерла по причине состояния здоровья, возраста и отсутствия должного ухода и социальной защищенности.
2. Люди, состоящие в смешанных браках. Люди из этой категории относятся к наиболее «благополучным» ввиду наличия защиты в лице мужей, детей. Как отмечает Севиль Гусейнова в своем исследовании, «это армянки, которые вышли замуж за азербайджанцев, чьи мужья и дети были гарантом их безопасности. Как правило, во время погромов их жизни были в меньшей опасности, дома их не были захвачены, и многим удалось сохранить свои рабочие места и собственность».
Однако, как показывают немногочисленные публикации и отчеты международных структур, и им нередко приходилось сталкиваться с проявлениями крайней, умеренной или латентной ксенофобии. И они в целях безопасности меняли внешность, фамилию и имя, место жительства и работы, а также скрывали свое происхождение, полностью адаптируясь под реалии современного Азербайджана, но в целом не жалея о сделанном выборе.
3. «Homo soveticus» – те, кто надеялся, что «волна» пройдет, и все вернется в прежнее русло. Следует учесть, что погромы происходили еще при здравствующем СССР, и многие не могли и мысли допустить, что советское правительство не найдет способ исправить ситуацию. Через год, когда Союз распался, последовавший экономический коллапс и начавшаяся война против НКР сделали выезд невозможным – переход границы означал «засветить» себя и свое происхождение, а это было небезопасно.
4. Люди, полностью интегрированные в азербайджанское общество и не желающие жить в другом. Их с армянской этничностью связывала только фамилия, но не самосознание.
Никто, даже азербайджанские исследователи, не знают, сколько таких людей в реальности и как сложилась их судьба. Но о том, как они живут, можно судить по немногочисленным публикациям и отчетам международных структур.
Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ECRI) в своем отчете за 2011 год, изучив проблемы этнических армян, проживающих в Азербайджане, отмечает, что в Азербайджане есть люди армянской национальности, число которых колеблется от 700 до 30 000. Они лишены возможности реализовать свои права как граждане Азербайджана, лишены социальной защиты.
Этнические армяне в Азербайджане и в повседневной жизни подвергаются опасности. Родившиеся в смешанных армяно-азербайджанских браках предпочитают брать фамилию родителя-азербайджанца во избежание проблем с бюрократической системой, а те, кто не имеет возможности сделать это, через суд пытаются доказать свое «азербайджанское происхождение», лишь бы иметь возможность интегрироваться в общество.
Отсутствие документов лишает их доступа к элементарным гражданским правам: получения социальной помощи, трудоустройства, медицинского обслуживания, пенсии, возможности покинуть страну.
Как отмечается в докладе ECRI, политика СМИ и официальная идеология Азербайджана привели к тому, что быть армянином оскорбительно, а заявление об армянском происхождении вообще может стать причиной судебного расследования, а также причиной потери работы. Азербайджанские ресурсы пестрят призывами к увольнению с работы не только армян, но и тех, кто состоит в родстве с армянами (имеют мать, бабушку или супругу-армянку).
Азербайджанский сайт «Pia.az» опубликовал материал под заголовком «Позорный факт в образовательной системе» о том, что директор 246 школы в Бинагадинском районе Баку Эльза Тагиева является армянкой по материнской линии. В материале говорится, что министр образования Азербайджана Мисир Марданов «доверяет воспитание подрастающего поколения Азербайджана врагам тюрков». Автор материала задается вопросом: «Как можно доверить процесс обучения и патриотического воспитания детей, являющихся нашим будущим, полукровке-армянке?».
Помимо трудностей и опасностей, коими богат быт этнических армян в Азербайджане, они подвергаются ежедневным оскорблениям и прессингу со стороны представителей власти, интеллигенции и других сограждан в прессе, официальных выступлениях, публицистике, социальных сетях. Причем риторика, направленная на унижение и оскорбление армян как этнической единицы, активно подогревается со стороны властей Азербайджана.
Публицист Чинара Вюгар: «Присутствие в Баку до сих пор армянских женщин разрушает нашу семейную жизнь. <…> До чего же мы докатились, что когда умирает армянская мать или бабушка какого-то чиновника, простого главного врача, директора школы, мы, не стыдясь, участвуем в похоронах, потому что зависим от них. Я уже не говорю о том, что находятся и такие, которые плачут, льют слезы на похоронах армян.<…> До какой же низости мы дошли, что отправляя сватов, беря в жены девушку или выходя замуж, мы поднимаем на ноги чуть не все правоохранительные органы, чтобы выяснить, есть ли в роду невесты или жениха армянские корни? И, сами того не зная, оскверняем нашу честь этой собачьей кровью».
Ни для кого не секрет, что Азербайджан нельзя отнести к разряду благополучных с точки зрения общеевропейских ценностей стран, и там все чаще выявляются нелицеприятные факты коррупции, беспредела в армии, повышенной криминогенной обстановки и неблагополучной социальной ситуации. И армянам, проживающим в Азербайджане, приходится, ко всему прочему, нести навязанный пропагандой груз ответственности за все происходящее в Азербайджане.
«Сегодня армяне представлены практически во всех структурах власти и общественно-политических организаций, и с каждым днем они продвигаются вверх по карьерной лестнице. Сегодня они способны снова ввергнуть нас в пучину событий 1993 года, поставить под удар саму нашу государственность. В городе сегодня созданы и процветают многочисленные религиозные группы, течения и секты, инициаторами и руководителями которых являются армяне. Изо дня в день они создают проблемы и чинят препятствия гражданам Азербайджана, отравляют им жизнь».
«У бывшего министра экономического развития Азербайджана Гейдара Бабаева был водитель по имени Гариб, но сам министр подозрительно звал его Гарик. <…> Проведенное расследование в рамках операции «Охота на ведьм» выявило ужасающий факт – этот Гарик имел армянские корни. <…> Представьте только, министр экономразвития доверил руль армянину, который долгие годы был его водителем. Человек, занимающийся проблемами развития нашей страны, впустил армянина в эти важные процессы. Печальный итог этого нам известен. И сегодня в этом Министерстве экономическое развитие страны в руках чужаков. <…> Теперь уже бывший министр не только не расстался со своим водителем, но и сделал ему новый паспорт и поменял его имя на Гариб».
«Группа курсантов Военной академии Азербайджана написала в редакцию газеты «Азадлыг» письмо, в котором рассказывает о невыносимых условиях учебы. <…>Руководитель академии – Наджаф Гамбаров является студенческим другом министра обороны Сафара Абиева и во времена работы в военном комиссариате был известен темными делами. В 1993 году Н. Гамбаров сдал воинскую часть, которой руководил, мятежному полковнику Сурету Гусейнову и сбежал. Также он обвиняется в том, что у него жена-армянка».
Вследствие развернутой армянофобской политики, долго и тщательно скрываемой в Азербайджане, выжившие армяне, по каким-то причинам не сумевшие своевременно покинуть республику, фактически поставлены в маргинальное положение, выведены за черту, где они – граждане второго сорта, вечное напоминание об уязвленном самолюбии и вечные ответчики за грехи, которых не совершали.
Материалы по теме:
Для решения конъюнктурных проблем азербайджанский политический истеблишмент избрал армянофобию