В современном азербайджанском обществе зло – армяне, а добро – те, кто ведет с ними борьбу
Panorama.am публикует выдержки из книги А. Адибекян и А. Элибеговой «Армянофобия в Азербайджане».
Глава 12. Рамиль Сафаров vs Акрам Айлисли: ипостаси добра и зла
Центральной категорией любой морали является добро. Добро – цель, к которой необходимо стремиться, культивировать, созидать. А зло – то, от чего необходимо дистанцироваться. Осознание сути добра и зла, понимание степени их антагонистичности и способность дифференцировать их – основа нравственных ценностей общества, проявлением которых является моральное суждение.
Философ Джошуа Кнобб, проведя ряд исследований, выявил зависимость между моральными суждениями и восприятием окружающего мира. Это в достаточной степени показательно на примере азербайджанского общества, где сложились весьма специфические моральные суждения, а окружающий мир рассматривается через призму Армении и армянства. Сложился своеобразный «эффект Кнобба»:
Азербайджанец переехал пешехода – это плохо, он виноват, но если выяснилось что пешеход – армянин, значит, он не виновен и поступил правильно.
Азербайджанец убил человека – он преступник, но если оказалось, что убитый – армянин, то он герой и поступил правильно.
Азербайджанец обокрал кого-то – он вор и преступник, но если потерпевший оказался армянином, то все правильно, так армянину и надо.
Азербайджанка выходит замуж – пожелания счастья и радость, но если выяснилось, что жених армянин, то она нечестивица, предательница и достойна наказания.
Каждое общество формирует собственное представление о добре и зле в соответствии с собственными традициями и системой ценностей.
«Наш долг – разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого». Автор этих строк – Адольф Гитлер.
Аналогичные представления о добре и зле культивируются в современном азербайджанском обществе, где зло – армяне, а добро – те, кто ведет с ними борьбу «всеми доступными средствами». Это явление можно рассмотреть на примере олицетворения «добра» – Рамиля Сафарова, зарубившего топором спящего армянского офицера, и «зла» – Акрама Айлисли. В своем романе «Каменные сны» автор проводит параллели между резней армян в Нахиджеване в начале XX века и погромов армян в Баку в конце столетия сквозь призму собственных ощущений.
Рамиль Сафаров помилован, награжден, годы, проведенные в тюрьме, компенсированы квартирой и зарплатой за 8 лет заключения. Акрам Айлисли же лишен наград, предан обструкции и травле.
В июне 2013 года вышел ответный рассказ Зафара Алиева «Каменные истины», где автор воспроизвел описанные Акрамом Айлисли события в зеркальном отражении. Фабула построена на тезисе, что Айлисли – армянин, сын дашнака. И завершается пламенной речью профессора:
– <…>Кажется, вы приветствуете это в какой-то степени. О каком грехе вы говорите?! Что вы называете грехом? Попытки самозащиты? Желание защитить вас от армян, которые стоили крови и жизней наших солдат? Или вы называете грехом защиту родных земель от армянских оккупантов? А разве это грех?! Вы согласны с тем, что армяне отняли ваши земли и дом? Вы довольны?!
<…> Этим романом Акпер Айишли оскорбил всю нацию. Айишли этим романом оказывает психологическое давление на всю нацию. Оклеветал и оскорбил ее, нашу память погибших от рук армян. С этим Вы согласны, видимо. А когда пострадавшие от рук армян люди протестуют против такой лжи и клеветы Акпера Айишли, вы считаете это психологическим давлением на пожилого человека? И протестуете против этого?
<…>Только потерявшие честь, или никогда не обладавшие ею люди могут согласиться с тем, что написал Акпер Айишли! <…>
<…> Неужели вы считаете, что и после этого он должен был продолжать носить звание народного писателя? И получать немалую президентскую стипендию, чтобы продолжать писать такие мерзости? Уверен, что в этом случае многие из вас возмутились бы. <…>
<…>По-моему, я ясно изложил вам свою точку зрения на роман. Единственно, что остается мне неясным, это вопрос, кто является автором романа? Азербайджанец или армянин? Я более чем уверен – невозможно, чтобы такое написал азербайджанец. Такое мог написать только армянин, только тот, кто носит ненависть к туркам в сердце и в генах.<…>
<…>Профессор завершил речь и пошел вниз, в сторону памятника Низами, недовольно покачивая головой.<…>
<…>Многие из собравшихся свернули плакаты, портреты Акпера Айишли и побросали их в мусорные урны. Акция распалась на группы и участники разошлись, горячо споря между собой.
Этические принципы формируются согласно определенным нормам, действующим в обществе, которые в свою очередь формируют межличностные взаимоотношения в обществе.
В итоге в Азербайджане «добро» победило «зло».
Материалы по теме:
Азербайджанский истеблишмент – основной поставщик и законодатель армянофобии в стране
Антиармянские высказывания в азербайджанских СМИ подпадают под статью Уголовного Кодекса Азербайджана
Демонизацию и дегуманизацию образа армян легче насаждать азербайджанской молодежи и детям