Ремесло американского посла в современном мире – дело незавидное
Panorama.am представляет вниманию читателей статью газеты “Голос Армении”.
На прошлой неделе одно обстоятельство задело дипломатическое самолюбие американского посла в Ереване Джона Хефферна и, видимо, сильно его озадачило. Обстоятельством этим был телефонный разговор между главами Армении и России, в ходе которого собеседники не только коснулись столь противоестественной, с точки зрения американского понимания логики вещей, темы, какой является сегодня ситуация вокруг Крыма, но пошли еще дальше: президенты продемонстрировали совершенно непозволительную в аспекте интересов янки дерзость, констатировав, "что прошедший референдум стал очередным примером реализации права народов на самоопределение путем свободного волеизъявления". Это последнее, вероятно, переполнило чашу терпения дипломата, который слил все свое сожаление в один из микрофонов ереванского зала заседаний, где 20 марта проходила конференция со столь обнадеживающим, казалось бы, названием: "Партнерство НАТО на Южном Кавказе. Стратегический подход к региональной безопасности".
Вообще ремесло американского посла в современном мире – дело, как бы это помягче сказать, незавидное. Особенно тяжко приходится людям совестливым, добрым и проницательным, все еще способным видеть и разбирать элементарные понятия хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и мрачного, справедливого и несправедливого, свободного и подневольного. При наличии в отдельном американском дипломате подобных качеств (что теоретически не исключается) его миссия прямо-таки обречена на медленное стекание в экстремальную зону повышенного риска, тотальной возбудимости, постоянной раздражительности, перманентного внутреннего дискомфорта, ежедневного самобичевания, в фазу серьезного нарушения баланса между нравственными, физическими и интеллектуальными силами - нарушения, чреватого утратой психической устойчивости.
Печальная перспектива раздвоения личности (или если грамотнее - диссоциативного расстройства идентичности) стала для современных американских послов чем-то вроде обычного профессионального состояния; рассудку гоминид невмочь вообразить всю тяжесть прилагаемых над здравомыслием и личностью насилий и усилий, чтобы только обыкновенное зло называть великим добром, очевидный мрак - радужным светом, очевидную кабалу провозглашать великой свободой, и далее по инерции: несправедливость – высшей справедливостью, вредное – полезным, плохое – хорошим. Во времена, когда человечеству стыдно уже перед инопланетянами за все то, что вытворяют американцы на Земле, бедные посланники Вашингтона принуждаются доказывать людям на всех континентах, что на самом деле они сеют вечное, доброе, разумное. Если лицемеры и циники – это одно, но если исходить из того, что кто-то из них человек совестливый, добрый и проницательный, способный видеть и разбирать самые элементарные понятия, тогда за него становится очень страшно. Проблема в том, что американский ястреб (или если грамотнее - Белоголовый орлан Большой Печати) не позволяет своим послам оставаться людьми.
Судить о человеческих качествах современных американских послов крайне трудно, так как, будучи лишенными права на собственное мнение, они вместе с тем постоянно вмешиваются – по долгу ястребиного аппетита – во внутренние дела стран приземления. При этом они, естественно, лишены права вмешиваться во внутренние дела своего государства. Стоило однажды американскому послу в Армении Джону Эвансу обмолвиться о трагическом прошлом армянского народа и назвать вещи своими именами, как его тут же заклевали - отстранили от занимаемой должности. То был геноцид права отдельного человека на собственное мнение.
Предшественницей Джона Хефферна в Армении была небезызвестная Мари Йованович, которая по старому доброму обыкновению американского посольского приказа очень любила вмешиваться во внутренние дела республики. Только в марте 2011 года отметилась целым букетом заявлений, причем не стала открыто отрицать, что некоторые выступления характеризовались и признаками вмешательства во внутриполитические процессы. Она рассуждала о степени подотчетности армянского правительства своему народу. "Вопрос подотчетности правительства является очень важным для стран всего мира. Для нас, американцев, это справедливый и прозрачный политический процесс, в котором слышен голос народа. Во всех странах мира при несогласии с решением суда, полиции и т.д. люди склонны говорить, что их правительство неподотчетно народу". С подобными заявлениями она выступала каждый раз во время очередного прилива внутриполитической напряженности в Армении.
Наши внутренние дела, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Однако едва ли это самое лучшее связано с миссией американских послов. Та же Йованович в 2001-2004 гг. работала в Киеве заместителем американского посла и временным поверенным США на Украине и готовила там "оранжевую революцию". В сентябре 2002 года именно она первой подняла вопрос о нарушении тогдашним президентом Украины Леонидом Кучмой санкций, введенных против Ирака (Киев якобы продал Хусейну партию радиолокационных систем "Кольчуга"). Она вышла на контакт с охранником президента, через которого получила аудиозаписи разговоров Кучмы.
После успешного осуществления в декабре 2004 года "оранжевой революции" на Украине Мари Йованович с 2005 года была назначена американским послом уже в Киргизии. Настал период "тюльпановой революции" (отставка Аскара Акаева и избрание летом того же года нового президента Курманбека Бакиева). Годы ее работы в Киргизии отметились не только революционными потрясениями, но и скандалами, связанными с отвратительным поведением американских солдат, расквартированных на авиабазе в аэропорту "Манас".
Ее преемник Джон Хефферн – В РУСЛЕ ТОЙ ЖЕ ЯСТРЕБИНОЙ ТРАДИЦИИ. Например, в мае прошлого года, в день выборов в Совет старейшин Еревана, он на своей странице в Twitter обратился к столичным избирателям с призывом активно голосовать и отстаивать свой голос: "Голосуйте сегодня, голосуйте за тех кандидатов, которых выбрали сами".
Спустя неделю Хефферн ни с того, ни с сего взял и заявил, что смена власти путем выборов в Армении произойдет в том случае, если оппозиционные партии будет работать напористее и агрессивнее: "Оппозиция добьется успеха в том случае, если все партии будут иметь равные возможности и все стороны смогут в равной степени высказывать свои взгляды в средствах массовой информации. Чтобы иметь свободные и справедливые выборы и правильно подсчитанные бюллетени, необходимо расследовать зафиксированные нарушения и быть в этом отношении последовательными. Этот процесс требует от политических партий агрессивности и напористости".
И вот 20 марта он уже выразил сожаление в связи с тем, что главы двух суверенных государств - Армении и России в своем телефонном разговоре охарактеризовали прошедший референдум в плоскости права народов на самоопределение. Одного такого "американского сожаления" было достаточно, чтобы (по сообщению "РБК-Украина" со ссылкой на представителя украинского МИД Евгения Перебейниса) Украина отозвала для консультаций посла из Еревана.
По информации же УНИАН (Украинского независимого информационного агентства новостей), Киев ко всему прочему передал Еревану ноту, в которой потребовал официальных разъяснений по крымскому вопросу. "Мы обратились к Армении, чтобы она сообщила официально и публично, что она не признает аннексии Крыма. В случае осуществления или озвучения позиции, которую мы сможем интерпретировать как недружественную, это будет иметь негативные последствия для наших двусторонних отношений", - заявил замминистра иностранных дел Даниил Лубкивский. Стоит ли говорить о том, что недовольство Киева вызвала информация о телефонном разговоре между президентами Армении и России?