В Азербайджане есть предпосылки Майдана. Интервью с А. Епифанцевым
О возможности повтора сценария Майдана в постсоветских странах, в частности, в Азербайджане рассказал в интервью Panorama.am российский политолог, руководитель аналитического бюро Alte Et Certe Андрей Епифанцев.
– В одним из интервью Вы высказали мнение, что повтор сценария Майдана может произойти и в других постсоветских странах, в частности, в Азербайджане. Не могли бы Вы прокомментировать данное высказывание поподробнее?
– Нужно сказать, что лично я не сторонник Майдана и революций вообще, но, тем не менее, часть причин, по которым Майдан произошел, я лично понимаю. Янукович (отстраненный от власти президент Украины. Примеч. ред.) должен был уйти в любом случае, потому что у народа была масса объективных причин восстать против него: это плохая экономическая ситуация, огромная коррумпированность украинского административного аппарата, неэффективность чиновничества, воровство, авторитарный стиль правления, обман избирателя и т.д. И следы этого всего тянулись наверх, к самому Виктору Януковичу. Власть, по сути была антинародной, а я уверен, что антинародная власть существовать не должна. Более того, когда народ начал выражать свое недовольство, Янукович решил не слушать его, а потуже затянуть гайки. Думаю, если бы он пошел на какие-то уступки, выслушал народ, в чем-то пошел ему навстречу, то его бы не свергли.
В чем-то похожая ситуация складывается и в Азербайджане. Конечно же, экономическая ситуация там лучше, чем на Украине потому что есть нефть и газ, но если посмотреть на политические свободы – на отсутствие свободы слова, на политические гонения, в том числе и в отношении национальных меньшинств (например, талышей или лезгин), на коррупцию, на авторитарный стиль правления и зажим оппозиции, то можно провести немалое количество параллелей с Украиной и сказать, что предпосылки Майдана в Азербайджане есть.
Пока эта ситуация сдерживается тем, что экономическое положение более-менее нормальное, а народное недовольство азербайджанская власть умело выпускает наружу путем создания образа врага – Армении. То есть, людям говорят, что в трудной жизни виноваты не коррумпированные чиновники и не то, что вся экономика страны держится только на газе и нефти, а виноваты армяне. Пока это работает, но в какой-то момент может дать сбой.
Известно, что для создания революционной ситуации нужны три вещи. Первое – это наличие целого ряда предпосылок, а они в Азербайджане есть, второе – нужна искра, которую невозможно предугадать заранее, она может быть совершенно любой и может не появиться никогда, а может случиться уже завтра. Для Азербайджана, в частности, такой искрой очень легко может стать проигранная маленькая война в Карабахе. Для президента Ильхама Алиева и для его элиты ставки здесь крайне высоки: если они развяжут войну в Карабахе и проиграют (не факт что развяжут, но если развяжут, то, я думаю, скорее всего, проиграют), то есть большая вероятность того, что народ их снесет и тогда для них могут быть всякие исходы, вплоть до повторения ситуации Муаммара Каддафи. И я уверен, что они очень хорошо понимают эту опасность и в немалой степени, поэтому до сих пор не начали войну. Третья же предпосылка – это наличие оппозиционной силы, которая сможет организовать восстание и повести за собой народ – здесь у Азербайджана есть определенные проблемы. Недовольные есть, их немало, но они не представляют собой организованную силу, потому что власть их постоянно зажимает и раскалывает.
Вместе с тем, нельзя сказать, что все это относится только к Азербайджану. В той или иной степени все сказанное типично для постсоветского пространства в целом и можно сказать, что определенная вероятность повторения Майдана есть, например, и у Киргизии или Казахстана.