Решение Бюро ПАСЕ относительно Сарсангского водохранилища ставит под угрозу процесс карабахского урегулирования
Бюро Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) приняло решение дать ход инициативе делегации Азербайджана относительно Сарсангского водохранилища в Нагорном Карабахе. Будет назначен специальный докладчик для подготовки соответствующего доклада по водохранилищу. Сложившуюся ситуацию в комментарии для Panorama.am проанализировал политолог Тигран Абрамян.
По словам эксперта, Баку в последние годы спекулирует на вопросе Сарсангского водохранилища в основном в двух плоскостях.
«Во-первых, Азербайджан отмечает, что водохранилище не соответствует существующим стандартам безопасности и в случае его повреждения пострадают, в частности, населенные пункты, расположенные на азербайджанском участке линии соприкосновения ВС НКР и Азербайджана (северо-восточное направление).
Во-вторых, в советский период Сарсангское водохранилище обеспечивало водой для орошения большое количество азербайджанских населенных пунктов, однако после военных действий в Нагорном Карабахе, когда Азербайджан закрыл или поменял русла рек, текущих в направлении НКР, был ограничен и поток вод реки Тартар, протекающей из Сарсангского водохранилища в Азербайджан», – отметил специалист.
Т. Абрамян подчеркнул, что до данного решения Бюро ПАСЕ Азербайджан этот вопрос озвучивал в Парламентской Ассамблее Совета Европы в 2013г., но тогда Бюро лишь принимало его к сведению. В прошлом году азербайджанская делегация ставила данный вопрос также в «Евронесте», однако его не включили в повестку.
«Решение Бюро ПАСЕ действительно выглядит странным, поскольку, если даже думать, что „озабоченность” Бюро укладывается в рамки гуманитарной, а не политической плоскости, то все равно возникает ряд вопросов. Например, почему ПАСЕ не проявила подобной заинтересованности в августе 2013г., когда вице-премьер Нагорно-Карабахской Республики Артур Агабекян заявил о готовности властей НКР начать с Азербайджан диалог о совместном управлении водными ресурсами, причем речь шла не только о Сарсангском водохранилище, но и о водных источниках, текущих из русла реки Тартар в различных направлениях? Ведь известно (сведения об этом можно часто встретить и в азербайджанских СМИ), что значительные территории, которые находятся в азербайджанской зоне линии соприкосновения, имеют проблемы с оросительной водой, в связи с чем в этих районах нередко вспыхивают акции протеста», – отметил эксперт.
Т. Абрамян также напомнил, что в настоящее время в НКР на реке Тартар построена ГЭС, а полученная электроэнергия позволяет бесперебойно обеспечивать электроэнергией населенные пункты Мартакертского района.
«Несмотря на заявление властей Нагорно-Карабахской Республики о том, что в случае реакции со стороны официального Баку, правительство НКР будет вынуждено сделать крупные инвестиции в приграничных районах для того, чтобы с помощью мощных насосных станций направлять водные ресурсы приграничных районов исключительно на собственные территории, тем не менее предложение о начале диалога так и „повисло в воздухе”: оно не встретило отклика ни в Азербайджане, ни за рубежом (в том же ПАСЕ)», – сказал Т. Абрамян.
«Решение, принятое Бюро ПАСЕ по части Сарсангского водохранилища, негативно скажется на переговорах по урегулированию карабахского конфликта. Своими инициативами Азербайджан имеет целью отвлечь внимание мирового сообщества от основной повестки решения проблемы, чему данным решением способствовала и ПАСЕ. Сопредседатели Минской группы ОБСЕ пока не отреагировали на это решение, в то время как оно непосредственно связано с выполнением возложенных на них в рамках мандата полномочий. Если посредники действительно заинтересованы в урегулировании конфликта, то они обязаны в случае подобных инициатив адекватно отреагировать, удерживать Азербайджан от инициатив, отвлекающих от сути проблемы», – резюмировал Тигран Абрамян.
Материалы по теме:
Нагорно-Карабахская Республика предлагает Азербайджану сотрудничество