Американский эксперт «обломал» Азербайджан: Связь между военным бюджетом и реальной боеспособностью армии очень слабая
Ни в коем случае нельзя забывать о том, что корреляция между военным бюджетом и реальной боеспособностью вооруженных сил очень слабая, и зачастую две армии при равном финансировании отличаются по своей боеспособности в разы. Об этом в интервью «Радио Свобода» заявил ведущий сотрудник вашингтонского Центра Международных и стратегических исследований, бывший советник президента США Рональда Рейгана Эдвард Люттвак.
Отметим, что официальные лица Азербайджана неоднократно заявляли о военном превосходстве над Арменией, указывая на увеличение военных расходов Баку.
Комментируя последний отчет Стокгольмского института исследования проблем мира о глобальных военных расходах всех государств земного шара, Люттвак отметил, что военные расходы, выражаемые в виде процента ВВП, покрывают не только вооружения, перспективные технические разработки и обучение личного состава; они также маскируют коррумпированность военачальников и связанных с ними гражданских лиц, их некомпетентность, нерациональное субсидирование морально или физически устаревших оборонных предприятий и так далее.
«В-третьих, и об этом ни в коем случае нельзя забывать, корреляция между военным бюджетом и реальной боеспособностью вооруженных сил очень слабая; нередки случаи, когда две армии при равном финансировании отличаются по своей боеспособности в разы. Отдача на единицу затрат обычно варьирует между странами в пределах от 10% до 90%. В частнопредпринимательской системе хозяйствования разница в эффективности двух предприятий всего в несколько процентов легко оказывается для отстающего летальной, но в том, что касается армий, эта разница может в течение длительного времени оставаться порядковой – без глобальных последствий», – сказал эксперт.
По словам эксперта, разрыв между финансированием и боеспособностью проявляется и между воюющими армиями так и между теми ВС которые не вовлечены в конфлкиты. Он отметил, что ВС Индии хорошо финансируется, и имеют неплохой боевой опыт, но разлаженность между разными видами вооруженных сил и внутри их приводит к тому, что общая эффективность индийской армии совсем не высокая. При этом эффективность каждого отдельно взятого батальона может быть очень высокой.
«А сколько стран тратят большие деньги на военный флот, который они поддерживают в образцовых чистоте и порядке, но этот флот либо вообще не проводит учений, либо выходит в море только при полном штиле. Можно привести и такой пример: ВВС Объединенных Арабских Эмиратов и Катара насчитывают порядка 60 самолетов, но во время боевых операций в Ливии они смогли направить туда только по две машины каждый, остальные по причине низкой подготовки летчиков или плохой эксплуатации не могли подняться в воздух. Или посмотрим на ВВС Малайзии и Сингапура. Бюджеты их примерно одинаковые, но сингапурский воздушный флот по своему боевому потенциалу на голову превосходит малазийский», – подчеркнул Эдвард Люттвак.
Отметим, что как передает «Радио Свобода», согласно данным отчета Стокгольмского института исследования проблем мира о глобальных военных расходах всех государств земного шара, за последние 10 лет 23 страны, в большинстве своем автократии, более чем вдвое увеличили расходы на оборону. В их числе – Азербайджан.
В 2013г. глобальные военные траты в мире превысили $1,7 трлн. Совокупные траты стран мира на вооружения понижаются – в 2012г. сокращения составили 0,5%, а в 2013г. – 2%. Однако если исключить из общих расходов военные траты США, то получится, что общие военные расходы других стран мира возросли на 2%.
«По подсчетам шведских исследователей, 23 страны, в большинстве своем – автократии, за минувшее десятилетие более чем вдвое увеличили расходы на оборону. Удовлетворению амбиций автократов способствовали либо быстрые темпы экономического роста, либо высокие цены на энергоносители, как, например, в Казахстане и Азербайджане. И лишь на последнем месте среди причин увеличения военных расходов в этой группе стран стоят собственно соображения безопасности, включая региональную гонку вооружений, как это имеет место в Ираке, Афганистане или Армении», – сказано в публикации.
Если в США, Канаде, странах ЕС и Океании военные расходы значительное сократились, то во всех остальных регионах мира они выросли. В США ассигнования на оборону сократились за год на 8%.
Вооруженные силы КНР получили в 2013г. в реальном исчислении (с поправкой на инфляцию) почти на 8% больше средств, чем в предшествовавшем. А бюджет российской армии прирос за отчетный период на без малого 5%, и впервые за 10 лет Россия по доле военных расходов к ВПП обогнала Америку. За последние 10 лет финансирование российской армии выросло на 108%; по этому показателю Россию из крупных мировых игроков обошел только Китай – 170%.
Наряду с США военные бюджеты урезают Франция, Великобритания, Италия, Япония, Австралия, Канада, хотя все они по абсолютному объему расходов на оборону остаются в числе ведущих 15 держав мира. С другой стороны, коллеги России и Китая по БРИКС, Бразилия и Индия, последовательно увеличивают свои расходы на вооружения, хотя и далеко не такими стремительными темпами, как старшие партнеры по блоку.
Значительное увеличение военных бюджетов зафиксировано на Ближнем Востоке и в двух третьих всех стран Африки, причем даже без учета вливаний со стороны зарубежных доноров. При этом, США, Китай и Россия расходуют на военные цели больше, чем все остальные страны вместе взятые.
Отметим также, что согласно данным отчета, Азербайджан за 10 лет увеличил военные расходы на 493% до $3,44 млрд. в 2013 году, а Армения – на 115% до $427 млн.