Через сто лет после Геноцида армян ничего не изменилось
Panorama.am представляет вниманию читателей статью газеты “Голос Армении”.
Как объяснить предчувствия, которые зачастую сбываются? Люди еще не смогли дать им научного объяснения. Нередко эти предчувствия выражаются в виде какого-то необъяснимого душевного беспокойства, смятения. А потом на фоне этой подсознательной тревоги в жизни происходят неожиданные события.
В начале марта, перебирая свой архив, я почему-то обратил особое внимание на один материал Андре АМУРЯНА, известного деятеля армянских общин Ирана и США прошлого столетия. В брошюре (изданной на армянском языке в Тегеране в 1979 году) были две статьи, и несколько лет назад я посчитал более важным ознакомить читателя "ГА" со статьей Андре Амуряна "Задуманный и заранее спланированный геноцид". Другая статья брошюры ("Положение армянства Атрпатакана в дни вторжения турецких армий") тогда мне показалась не столь злободневной.
Признаюсь, что я ошибся, и недобрые предчувствия сбылись: в армянонаселенный сирийский городок Кесаб и села вокруг со стороны Турции вторглись банды наемников. Армяне вынуждены были бежать в город Латакию, оставив все свое имущество, которое было немедленно разграблено. Турки содействовали и направляли вторжение, ибо этот армянский оазис (сами кесабцы называют свой край вторым Айастаном), последний "осколок" Киликийской Армении был для турок костью в горле.
За прошедший век турок по своей сути не поднялся даже на полступеньки по лестнице общечеловеческих ценностей. И если сто лет назад турки привлекали к грязной работе головорезов и погромщиков курдов, то теперь в Кесабе они орудуют руками отщепенцев и головорезов разных национальностей, исповедующих фанатичный исламизм и терроризм.
Известно, что хищные звери не меняют своих повадок. Вот и теперь на протяжении последних десятилетий турецкие войска многократно бесцеремонно вторгались в приграничные районы Ирака при всяком удобном случае, каждый раз нарушая суверенитет этой страны.
Еще больший беспредел творился в период Первой мировой войны, когда турецкие армии два раза вторгались на территорию Ирана, который придерживался политики нейтралитета. Вторжению подвергались северо-западные области Ирана (иранский Азербайджан, называемый также Атрпатаканом), куда входили районы Урмия, Салмаст, Хой, Маку, Карадаг, а также г.Тавриз (Тебриз). В отношении проживающих там армян творились бесчинства - убийства, грабежи, захват заложников. В планах турецкой военщины было также полное уничтожение армянского населения.
Об этом периоде сохранились архивные материалы, составленные отцом Пьером Франсеном, главой Французской миссионерской службы, который во время Первой мировой войны был назначен консулом от Испании и Голландии для поддержки христианского населения Ирана. Краткое изложение этих материалов и приведено в работе Андре Амуряна. Эти сведения ценны также тем, что содержат свидетельства людей разных национальностей: испанцев, французов, голландцев.
Поражает своей жестокостью и наглостью случай, имевший место в Урмии. Турецкие головорезы ворвались в здание французских миссионеров и убили их руководителя во дворе церкви. Кровавый след убийства миссионеры не стирали много лет, а позднее на этом месте был сооружен памятник мученику.
История сохранила свидетельства грубого произвола, творимого командующим одной из турецких армий Халил-беем. Потерпев в 1915 году поражение от отрядов армянских добровольных дружин и русской армии, он, вернувшись в Ван, похвалялся перед губернатором этого края, что "очистил" западные районы Ирана (Урмию и Салмаст) от христианского населения (т.е. армян). Губернатор же пообещал ему сделать то же самое в Ване. Но турки натолкнулись на героическую самооборону жителей Вана, из которой армяне вышли с победой.
Во второй раз турецкая армия под руководством уже другого полководца - Эйсан-паши снова вторглась в Иран. Ее целью было продвижение в направлении Восточной Армении и уничтожение ее населения, ставя этим как бы последнюю точку в кровавом геноциде 1915 года.
Прославленный армянский полководец Андраник со своим отрядом в 6000 храбрецов-сасунцев намеревался прорвать турецкий фронт для соединения с английскими силами. Но силы его были малочисленны, и он вынужден был отступить к Зангезуру для защиты этого армянского края. Турецкие же войска продолжали творить свои бесчинства в Иране, утверждая, что Андраник в районе Хоя уничтожил много турок: женщин, детей и стариков. Все это, конечно, была гнусная ложь (и вовсе не удивительно, что азербайджанцы унаследовали от турок тот же метод дезинформации относительно жертв в Ходжалу). Ведь в Хое турки-османцы никогда не жили, а проживавшие там татары являлись подданными Ирана, что исключало какие-либо противоправные (если такое можно предположить) действия в их отношении со стороны Андраника.
В июле 1918 года находящийся в Тавризе турецкий командир Мхнир-бей призывал к джихаду, пытаясь натравить мусульманское население Ирана на армян. Пьер Франсен несколько раз письменно обращался к Мхнир-бею с просьбой прекратить антиармянскую пропаганду и не притеснять христианское население Тавриза.
Еще один беспрецедентный эпизод связан с приездом вТавриз командующего турецкой армии Али Эйсан-паши. Накануне его приезда Мхнир-бей приглашает к себе отца Франсена и предлагает ему обратиться к представителям армянской общины города и представить туркам список из 24 армян-заложников на время пребывания командующего в Тавризе. Можно только поражаться наглости турок, которые выдвигали такое требование в отношении армян, подданных нейтрального Ирана. Вспомним, что подобная практика с заложниками неоднократно применялась немецко-фашистскими войсками во время Великой Отечественной войны в отношении мирного населения оккупированных районов СССР.
Отец Франсен пытался возражать, но единственное, что ему удалось сделать, это сократить число заложников до 10. Представители армянской общины Тавриза вынуждены были представить список 10 армян-добровольцев. История сохранила фамилии и имена этих смельчаков. Вот каким был их состав: крупные торговцы - 2, члены партии "Дашнакцутюн" - 4, член партии "Гнчак" - 1, социал-демократы - 2, работник банка, беспартийный - 1.
В день прибытия Эйсан-паши была организована пышная встреча, на которой кроме высокопоставленных турок и персов были и представители армянской общины, в том числе девочки-подростки с букетами цветов. Армяне вынуждены были приветствовать турецких головорезов, сотворивших геноцид их соплеменников в 1915 году. А после приветственной речи представителя армянской общины Тавриза выступил Эйсан-паша с речью, полной угроз в адрес армян. Он повторил измышления в адрес Андраника, учинившего якобы резню мусульманского населения Салмаста и Хоя. Паша далее похвалялся, что в отместку он вырезал армянское население Хоя и Маку. И в конце речи, обращаясь к армянам Тавриза, призвал их к благоразумию, иначе та же участь постигнет и их.
Естественно, после этих слов паши отец Франсен очень забеспокоился и поспешил навестить заложников, размещенных в доме губернатора. К его радости, вскоре все были отпущены по домам.
Следует отметить, что резня армянского населения в Хое, Маку происходила в июне-июле 1918 г., а 10 заложников в Тавризе были взяты в начале августа. И все это после того, как 4 июня 1918 года на конференции в Батуми представители турецкого государства признали независимость Армении.
События в армянонаселенном Кесабе показывают, что антиармянская политика Турции продолжается и в наше время. Вне всякого сомнения, бандитские формирования проникли на территорию Сирии по наущению и при поддержке турецких властей. Ведь основной целью турок является изгнание армян из арабских стран, где нашли прибежище спасшиеся от геноцида. И потому армянство как в Армении, так и в Спюрке должно сильнее бить в набат.
В связи с этим хочется напомнить о деятельности Ованеса Лорис-Меликова (племянник выдающегося российского военного и государственного деятеля XIX века Михаила Тариеловича Лорис-Меликова). Он был привлечен идеологом партии "Дашнакцутюн" Христофором Микаэляном для организации пропаганды в защиту армян в Европе. За короткий срок ему при помощи французских друзей удалось организовать на французском языке газету "Про Армения". В редакционный совет были привлечены известные политические деятели и интеллектуалы Франции: Анатоль Франс, Жорж Клемансо (премьер-министр Франции 1906-1909 гг. и 1917-1920 гг.), Жан Жорес (лидер социалистов, основатель газеты "Юманите") и другие. Он также сумел организовать массовые мероприятия в странах Европы для привлечения внимания мировой общественности к судьбам армянского народа.
В 1902 г. был созван Брюссельский конгресс армянофилов - первый общеевропейский проармянский съезд. В 1903 г. в Париже состоялся грандиозный митинг, на котором Жорес и другие видные политики осудили резню, учиненную кровавым султаном перед лицом стыдливо молчавшей Европы, и требовали неукоснительного выполнения Берлинского трактата. В 1903 г. прошел и второй международный проармянский съезд с участием делегатов от многих европейских стран. В последующем О.Лорис-Меликову удалось вовлечь в проармянское движение и другие крупные европейские страны - Англию и Италию.
Хотя и теперь в связи с трагедией Кесаба в разных странах по всему миру (там, где имеется влиятельная армянская диаспора) проводятся манифестации протеста, однако участие в них только армян не даст ощутимого эффекта. Нужно шире привлечь общественные организации и политические партии стран Европы и Америки. Как это сумел сделать в свое время Ованес Лорис-Меликов, показав, что и один в поле воин.
До исторической даты - 100-летия со дня осуществления Турцией геноцида - осталось не очень много времени. К сожалению, приходится констатировать, что страна - организатор геноцида к 2015 году готовится продуманнее и тщательнее, чем армянство всего мира. Все мы (историки, политики, дипломаты, общественные деятели, интеллектуалы, простые граждане) не должны сидеть сложа руки (как в случае с возведенным в ранг национального героя убийцей Сафаровым), а внести каждый свою лепту в то, чтобы мировая общественность заставила Турцию признать и осудить геноцид, а также обязала эту страну решить вопросы материальной и моральной компенсации и права армянского народа на проживание на своих исторических землях.
Наша совместная деятельность должна с каждым днем накапливать энергию, способную к 2015 году смести всю ложь турецкого отрицания величайшего злодеяния, не имеющего срока давности.