EurasiaNet: Город Сумгаит в Азербайджане превратился в источник джихадистов для Сирии
Город Сумгаит в Азербайджане в советские времена был известен химическими и стекольными предприятиями, теперь в основном не функционирующими. Ныне он превратился в центральный пункт для граждан республики, добровольно отправляющихся воевать в Сирию. По оценкам различных СМИ, количество азербайджанских боевиков на территории Сирии составляет от 200 до 400 человек, более 100 уже убиты там. Об этом говорится в статье, опубликованной на сайте американской организации EurasiaNet.
Как сказано в статье, по внешним признакам не скажешь, что азербайджанский город Сумгаит превратился в рассадник исламских боевиков. В магазинах и ресторанах города продается алкоголь, да и одеждой жителей ничем не отличаются от обычных рядовых граждан. Однако, по данным правоохранительных органов, этот город с населением в 400 т.ч., является одним из главных поставщиков азербайджанских боевиков, отправляющихся воевать и, зачастую, умирать, на фронтах гражданской войны Сирии.
«36-летний житель Сумгаита Расул (который просил не называть его фамилии) не понаслышке знает о репутации, закрепившейся за Сумгаитом. В 2013г. его младший брат Заур, которому на тот момент было 32 года, вместе с еще 5 лицами был убит в ходе наступления сирийской армии на повстанцев под городом Алеппо. О гибели брата Расул узнал из репортажа по азербайджанскому телевидению, показавшему его документы и охарактеризовавшему его как командира группы иностранных наемников», - сказано в статье.
Расул считает, что Заур поступил неправильно. Он рассказал, что Заур работал в государственной электрической компании Сумгаита, никогда не имел проблем с законом. «Я бы никогда не подумал, что он может вступить в какую-то радикальную религиозную группировку», - рассказывает брат ликвидированного в Сирии боевика.
Брат, по словам Расула, начал соблюдать исламские обряды в 2009г. В конце 2012г. он куда-то исчез. «Мы обратились в полицию, но спустя какое-то время он позвонил мне и попросил не волноваться. Сказал, что работает в Турции», – вспоминает Расул.
Сегодня Расул, у которого двое собственных детей и небольшая фирма, помогает воспитывать троих сыновей своего погибшего брата. При этом, из-за деятельности брата в Сирии у него начались проблемы с властями.
Согласно статье, точных данных о количестве граждан Азербайджана, сражавшихся или сражающихся в настоящее время на территории Сирии, чаще всего в рядах исламских мятежников против сил, верных президенту Башару Асаду, не имеется. Ссылаясь на информацию из вторых рук, местные СМИ сообщают, что в Сирии находится порядка 200-400 азербайджанских боевиков, более 100 было убито в ходе боевых действий.
Как отмечает автор, в прессе все чаще появляются сообщения об азербайджанских гражданах, предположительно принимающих участие в сирийском конфликте. Как явствует из исследования, проведенного азербайджанским информагентством «Вести.аз» по отделениям внутренних дел республики, за последние 5 лет в Сирию и Афганистан выехало «порядка 40» жителей Сумгаита, и почти половина из них были убиты. Еще 230 жителей Сумгаита «находятся на контроле у правоохранительных органов» как потенциальные наемники.
Из 40 отделений внутренних дел, опрошенных агентством «Вести.аз» по всей стране, данные по Сумгаиту – самые высокие в плане соотношения количества боевиков к общей численности населения.
Сумгаит в последнее время превратился в центр салафизма – одной из форм суннитского ислама, выступающей за возвращение к изначальным мусульманским верованиям. В конце 2013г. в результате вооруженного столкновения между предполагаемыми салафитами и группой инакомыслящих салафитов, называющих себя хариджитами, были ранены четыре человека и шестнадцать были задержаны.
Ариф Юнусов, автор ряда книг о роле ислама в Азербайджане, оспаривает утверждение, что большинство исламских радикалов, сражающихся в Сирии, являются выходцами из Сумгаита. В этот список входят представители самых разных городов и районов Азербайджана, отмечал он в интервью, данном в конце апреля, незадолго до своего ареста властями и госпитализации в результате сердечного приступа.
Согласно информации, предоставленной полицией азербайджанскому порталу «Вести.аз», джихадистов для Сирии нередко поставляют и города, расположенные на севере Азербайджана близ границы с российским Дагестаном, давно испытывающим проблемы с исламскими мятежниками. Сумгаит из их числа выделяет наличие общины хариджитов, которые, в отличие от других азербайджанских салафитов, «считают, что не обязаны подчиняться светским законам и должны участвовать во всемирном джихаде», отмечает Ариф Юнусов. Хариджиты вербуют сторонников в местных мечетях и чайханах. Сложившаяся в городе демографическая ситуация также играет свою роль, добавляет он.
Как сказано в публикации, построенный в конце 1940-х годов, Сумгаит издавна слыл городом сравнительно малообразованных разнорабочих-мигрантов. Мечеть в городе появилась лишь после распада СССР. Но на том этапе в игру вступили другие факторы – закрытие многих промышленных предприятий города и, в условиях карабахской войны, превращение Сумгаита в центр скопления вынужденных переселенцев, в котором сложилась крайне напряженная обстановка. «Все эти факторы создали вакуум, которым с успехом воспользовались религиозные радикалы», – говорит Ариф Юнусов.
Между тем, по сообщению местных жителей и СМИ, отправляться в Сирию агитируют не только мужчин, но и женщин Сумгаита. Так, в апреле в городе появились анонимные листовки, призывающие женщин отправляться совершать «джихадистское замужество» (джихад аль-никах), т.е. оказывать сексуальные услуги моджахедам, обеспечив тем самым себе пропуск в рай. Блюстители порядка изъяли эти листовки, которые один бакинский имам из числа салафитов назвал «провокацией против сражающихся в Сирии».
«Помимо активизировавшегося наблюдения со стороны правоохранительных органов меры властей по пресечению потока потенциальных джихадистов, похоже, ограничиваются ужесточением наказания за участие в боевых действиях в качестве наемников. В марте власти почти удвоили срок тюремного заключения за подобные действия до 5-11 лет, а вербовщикам и спонсорам наемников отныне грозит от 9-15 лет лишения свободы. Наказания возымели одно действие – заставили ведущих джихад в Сирии затаиться. По Сумгаиту ходят слухи о “моджахедах”, якобы вернувшихся домой с войны в Сирии, но имен не называют, и расспросить о пережитых событиях некого», - резюмирует Eurasianet.org.