Financial Times: Западные банки ужесточают условия кредитования российских компаний
Авторитетное деловое издание «Financial Times» пишет, что российскому бизнесу все сложнее брать кредиты у иностранных организаций: банки требуют прописывать в договоре условие о немедленном погашении кредита или даже о дефолте заемщика в случае введения санкций в отношении компании или ее совладельца.
Материал, которые передает «Ведомости», приводим без сокращений и изменений.
Российские компании сталкиваются с новыми ограничениями и условиями при получении кредита у западных банков из-за введения санкций в отношении России. Кредитные организации настаивают на том, чтобы компании, в отношении которых не действуют санкции, сразу погасили заем в случае их введения, пишет Financial Times.
«Если кто-то чихнет в сторону вашей компании, то кредит подлежит немедленному возврату», – рассказал финансовый директор крупной российской группы.
Условия предоставления кредита обычно предусматривают его полное погашение в случае возникновения неких «неблагоприятных обстоятельств». Но сейчас кредиторы требуют включения в договор точных формулировок, которые заставят компанию сразу вернуть деньги или объявить дефолт, если она или кто-то из ее акционеров подпадет по санкции, рассказали топ-менеджеры банков и компаний.
Банкиры пытаются перестраховаться. «Если вы заключаете сделку, а на следующий день что-то случается, то вы выглядите немного глупо», – говорит один из банкиров. Руководители некоторых российских компаний считают, что западные банки занимаются показухой. «Если нет возможности проводить платежи в долларах, то каким образом возвращать кредит? Это смешно. Если кредиторы не хотят участвовать в таких сделках, то пусть не участвуют», – говорит один из них.
Новые условия, которые выставляют западные банки, привели к тому, что компании из России сами предпочитают сотрудничество с отечественными кредиторами. Например, компания «Сибур», совладельцем которой является подпавший под санкции США Геннадий Тимченко, взяла кредит у Сбербанка на 27 млрд руб. ($780 млн) после того, как переговоры с иностранными банками были приостановлены. Источники FT говорят, что камнем преткновения стало требование западных кредиторов как можно точнее прописать в договоре пункт, касающийся санкций. «Сибур» заявил, что «рассматривал условия предоставления займов у российских и иностранных банков», но выбрал Сбербанк «из-за более выгодных условий».
Кредитные сделки между российскими компаниями и западными банками практически перестали совершаться в последние два месяца, с тех пор как Крым присоединился к России. Американские банки заняли более осторожную позицию. Президент Wells Fargo в Европе, на Ближнем Востоке и Африке Джеймс Джонстон рассказал, что московский офис практически прекратил сотрудничество с российским бизнесом: «Мы заняли выжидательную позицию». О сокращении инвестиций в российские активы также сообщили другие американские банки. Citigroup за первые три месяца 2014 г. снизил их на 9% до $9,4 млрд, JPMorgan Chase – на 13% до $4,7 млрд, Bank of America Merrill Lynch – на 22% до $5,7 млрд.
В апреле стало известно, что бизнес в России стали сокращать японские банки, такие как Sumitomo Mitsui Banking Corporation и Bank of Tokyo – Mitsubishi UFJ. Первый, в частности, вышел из сделки по экспортному финансированию для «Металлоинвеста» и на некоторое время замораживал кредитные линии нетфтетрейдеру Gunvor, акционером которого был попавший в санкционный список США Геннадий Тимченко.
Европейские банки, напротив, стараются не разрывать сотрудничество. При этом, говорят источники FT, банкиры буквально за несколько дней до предоставления кредита на $1 млрд «Металлоинвесту» самого богатого россиянина Алишера Усманова настояли на изменении его условий. Основными кредиторами в этой сделке были европейские Deutsche Bank, ING, Societe Generale и BNP Paribas.