Музей-институт Геноцида армян готовит к 2015 году «шоковую терапию». Интервью с Айком Демояном
Осталось совсем не так много времени до 100-й годовщины Геноцида армян в Османской империи 1915г. Ереванский Музей-институт Геноцида армян в «Цицернакаберде» за последние годы провел масштабные работы по пополнению коллекции новыми материалами, которые еще не представлены широкой публике. При этом речь идет не только о новой экспозиции, но и о новейших технических решениях. Директор Музея-института Геноцида армян Айк Демоян рассказал в эксклюзивном интервью для Panorama.am о новшествах, которые будут введены в работу Музея с 2015 года.
– Уже два года в Музее идет ремонт. Когда Вы планируете его завершение?
– Вернее сказать, что проводится расширение экспозиционной площади, капитальный ремонт и обновление хранилища административной части. В целом на территории Цицернакаберда сейчас идут интенсивные работы по созданию нового музейного типа. Это означает прибавление новых корпусов, которые позволят музею интенсивно работать в направлении подготовки временных экспозиций; создание абсолютно новой постоянной экспозиции, которая предполагает новые технологические разрешения; расширение действующей постоянной экспозиции в два с половиной раза, включение туда новых материалов, которые были собраны за последние восемь лет. Если выразить соотношение старых и новых материалов языком математики, то это соотношение – один к двумстам.
Что касается технологических новшеств, то это «touch screen»-ы, позволяющие пролистать и посмотреть сотни материалов, которые невозможно выставить в распечатанном виде. Будут экраны, мини-кинотеатры, посетитель сможет посмотреть ролики, документальные кадры тех времен, и самое главное, что экспозиция абсолютно новая в плане концептуальной разработки. Это предполагает, что более глубинно и профессионально будут представлены те материалы, которые сейчас под рукой, и те, которые были собраны за последние годы и еще не известны широкой публике. В октябре завершаются строительные работы, и с октября до марта следующего года будем работать над постоянной экспозицией.
– Не секрет, что для армян Музей-институт Геноцида имеет важнейшее значение. Но каково отношение иностранных посетителей, есть ли какие-либо национально-культурные различия в восприятии?
– Если говорить о восприятии и о расставляемых нами акцентах, то мы пока должны говорить о старой экспозиции, потому что новая экспозиция должна по-новому подействовать на человека. И вне зависимости от старой и новой экспозиции, в конечном итоге, сама тема Геноцида армян и представленная система посредством музейной экспозиции, конечно же, имеет специфическое воздействие на армянскую, турецкую и международную аудиторию. На посетителя из Америки, Европы, который имеет самые элементарные понятия о том, что такое Армения и Геноцид армян, естественно, даже скромное собрание материалов о Геноциде так или иначе воздействует.
У армянской аудитории есть, конечно, проблематичные моменты. У нас, по большому счету, общество и большинство армян воспринимают Геноцид на поверхностном уровне – из семейных историй или из школьных учебников. Им известно, что есть Армения, есть Турция, есть армяне и турки, закрытая граница, и это формулируют так: турки убивали армян и, исходя из этого, мы делаем вывод о том, кто виноват. По большому счету, это превращается в некую формулировку ущербности в плане того, что мы представляем себя как жертву. А для нас, для Музея вопросом номер один является включить в образовательную программу уроки на тему Геноцида. На территории музея будут собираться школьники, где учителя и наши специалисты, с учетом разных возрастных категорий, будут проводить уроки на тему Геноцида армян. Международный опыт у нас есть, мы должны адаптировать это к нашим реалиям.
Так как армянская аудитория по большей части поверхностно воспринимает Геноцид, исходя из неких архетипов, которые постоянно влияют на восприятие нами темы Геноцида, для Музея большим вызовом является представление более детальной истории и широкого круга материалов. В этом случае Музей служит неким ледоколом. Мы расширяем наши познания о Геноциде посредством визуального материала, посредством видеоматериалов и оригинальных предметов. И в целом это будет некой шоковой терапией. В таком количестве представленный материал – это, естественно, часть образовательной программы. Естественно, для многих это будет ново, вызовет много вопросов. А отвечать на вопросы – наша прямая обязанность.
– Велико ли число армянских посетителей Музея в обычные дни?
– Армянские посетители, как правило, бывают в Музее 24 апреля, в День памяти жертв Геноцида. А те, кто приходят второй раз, чаще сопровождают своих гостей. Также из разных городов приезжают школьники на экскурсии по республике и обязательно посещают Музей Цицернакаберда.
– В социальных сетях 24 апреля озвучивались обвинения, будто шествие на холм Цицернакаберд некоторые превращают в некое «развлечение». Что Вы об этом можете сказать?
– Это частные случаи. Я бы не сказал, что они имеют тотальное проявление. Молодежь иногда ведет себя неподобающе, на то она и молодежь. Повзрослев, они поймут, что есть хорошо и что плохо. Но эта церемония, это шествие с годами приобретает новые значения. Скажем, шествие с факелами у одних воспринимается как обязательный номер, для других – это повод собраться вместе. У молодежи свои ценности, которые очень быстро меняются. Бороться с этим, думаю, не стоит, потому что если мы начнем правильно преподавать тему Геноцида в школах, многие вопросы решатся сами по себе.
– Недавно в Ереванском государственном университете ввели предмет, посвященный теме Геноцида армян. В дальнейшем этот предмет распространится на другие вузы?
– Нет, это магистерская программа, которая разработана совместно с ЕГУ. Наши сотрудники там тоже преподают. Это двухгодичная программа. Любой студент, окончивший бакалавриат, может подать в магистратуру по программе геноцидоведения.
– Что еще планируется Музеем к 100-й годовщине Геноцида армян?
– В связи со столетней годовщиной в Музее предполагают организацию нескольких международных конференций. Главной из них будет июньская конференция 2015 года. Мы подали заявку на конференцию в Международную ассоциацию исследователей геноцида и оказались победителями. Двенадцатый по счету конгресс Международной ассоциации исследователей геноцида, который включает 500 исследователей, будет проведен в Ереване. В связи со столетием Музей разрабатывает около двух десятков временных экспозиций, которые мы представим во многих уголках земного шара, в столицах разных стран. Это разные материалы, разные названия, соответственно, и разные проблемы, которые будут разработаны, визуализированы и представлены как для местной армянской, так и для иностранной публики. Но это еще не все. Будут, конечно, лекции, временные экспозиции партнерских организаций, которые включены в память нашего международного сотрудничества. В нынешнем и в последующих годах мы собираемся подписать новые международные соглашения с партнерскими организациями для обмена наших сотрудников, обмена информацией, литературой и, конечно, экспозициями.
Известно, что факт Геноцида армян в Османской империи 1915г. (Armenian Genocide) признан многими государствами. Первым это в 1965 году сделал Уругвай, примеру которого последовали Россия (1995г.), Франция (2001г.), Италия (2000г.), Германия (2005г.), Голландия (2004г.), Бельгия (1998г.), Польша (2005г.), Литва (2005г.), Словакия (2004г.), Швеция (2010г.), Швейцария (2003г.), Греция (1996г.), Кипр (1982г.), Ливан (1997г.), Канада (1996г.), Венесуэла (2005г.), Аргентина (1993г.), Чили (2007г.), Ватикан (2000г.). Геноцид армян признали также Европейский парламент и Всемирный совет церквей. Официально признали и осудили Геноцид армян, а также объявили 24 апреля Днем памяти жертв Геноцида армянского народа 42 из 50 штатов США. Парламентами нескольких европейских стран приняты законы предусматривающие уголовную ответственность за отрицание Геноцида армян. Однако Турция по-прежнему отрицает массовое убийство армянского населения Османской империи во время Первой мировой войны (в канун Первой мировой войны в Османской империи жило два миллиона армян, около 1,5 млн. армян было уничтожено за период с 1915 до 1923 года, оставшиеся полмиллиона армян были рассеяны по всему миру).
Беседу провела Лусине Тунян