В Армении оппозиция «умыла руки» и лишилась шансов на «реабилитацию». Политологи расставили точки над i
Национальное Собрание Армении накануне утвердило программу нового правительства на 2014-2017гг. За принятие правительственной программы проголосовали 70 депутатов, против – 1, воздержались двое парламентариев. Правительственную программу поддержали лишь депутаты от правящей Республиканской партии Армении (РПА) и еще двое парламентариев – Карен Ботоян, представивший ранее заявление о выходе из состава фракции «Оринац еркир», и независимый депутат Эдмон Марукян. Против проголосовал Хачатур Кокобелян. Непровластные фракции – «Процветающая Армения», АРФ «Дашнакцутюн» (АРФД), «Наследие», «Армянский национальный конгресс» (АНК) и «Оринац Еркир» (ОЕ) – приняли решение не участвовать в голосовании.
Озвучиваются мнения, что непровластным парламентским силам, в отличие от голосования по избранию председателя НС РА, удалось прийти к согласованному решению. Корреспондент Panorama.am побеседовал с политологами вокруг утверждения парламентом Армении правительственной программы, а также касательно перспектив дальнейшей совместной деятельности непровластных политических сил республики.
Политолог Александр Маркаров назвал решение непровластных политических сил просто средством избежать ответственности.
«Состоялось двустороннее консолидированное голосование. Власти, естественно, проголосовали за, а непровластные силы – против. На самом деле непровластные политические силы приняли решение полностью избежать как принятия данной программы, так и действий по ее реализации, что означает фактическое снятие с себя всяческой ответственности.
Все бремя ответственности непровластные политические силы возложили на власти , исключив себя тем самым из политики, которая будет проводиться до парламентских выборов 2017г. С другой стороны остается открытым вопрос, смогут ли данные силы, снявшие с себя ответственность, выступать с какими-либо конструктивными предложениями», – сказал А. Маркаров.
На вопрос, отчего же в сложившейся ситуации был предпочтен вариант отказа от участия в голосовании, а не выражение несогласия в ходе голосования, политолог ответил, что данные политические силы, проще говоря, «умыли руки», фактически признав отсутствие у них достаточного потенциала по оказанию воздействия на содержательную часть правительственной программы.
«В действительности данные силы выступили не против программы, а просто не усмотрели своей роли в процессе ее реализации. Каждая сила сама выбирает формат своего участия или отказа от участия. Но в данных условиях у избирателей может возникнуть логический вопрос, а для чего собственно они отдавали свои голоса данным политическим силам: чтобы те бойкотировали представленные в законодательном органе важнейшие вопросы или четко озвучивали определенные позиции?» – отметил политолог.
Политолог Сергей Минасян в свою очередь не видит реальных возможностей «реабилитации» оппозиционного сектора.
«Все это лишь логическое продолжение последних развитий. Вместе с тем, я не вижу реальных возможностей „реабилитации” оппозиционного или непровластного сектора. В этом плане лишь у партии „Процветающая Армения” есть определенные возможности, а остальные силы просто лишены необходимых ресурсов.
Вне зависимости от всего, довольно туманна и перспектива совместной деятельности этих сил. До тех пор, пока во внутриполитической жизни не действует система сдержек и противовесов, в оппозиционном поле „самой серьезной” темой может быть перспектива перехода партии „Оринац еркир” в ряды оппозиции», – отметил С. Минасян.
Что касается решения непровластных политических сил не участвовать в голосовании по правительственной программе, то политолог квалифицировал это как «позитивный нейтралитет».
«Это скорее позитивный нейтралитет, нежели бойкот. В случае с партией „Процветающая Армения” и АРФД текущие процессы умещаются в логику нынешней политической ситуации. Однако мы видим, что внутри Армянского национального конгресса, выступающего с позиций радикальной оппозиции, и оппозиционной партии „Наследие” происходят непонятные или „прекрасно осознаваемые” процессы.
Тот факт, что оппозиционные депутаты Александр Арзуманян и Грант Багратян приняли решение не участвовать в голосовании в любом случае, также дает повод к размышлениям», – считает эксперт.