Станет ли граница ТС барьером между НКР и Арменией?
Panorama.am представляет вниманию читателей статью газеты “Голос Армении”.
В рамках процесса евразийской интеграции в конце мая состоится встреча президентов Армении, России, Белоруссии и Казахстана, а в конце июня встретятся премьер-министры этих государств. Об этом заявил в парламенте 20 мая премьер-министр Овик Абрамян, представляя программу нового правительства.
Отвечая на вопрос депутата от фракции оппозиционной партии "Наследие", экс-министра иностранных дел Александра Арзуманяна, касающийся возможности участия Карабаха в Таможенном союзе России, Казахстана и Белоруссии после вступления в объединение Армении, Абрамян посоветовал не говорить много на эту тему. "Г-н Арзуманян, вы имеете опыт дипломатической работы, в связи с этим я бы посоветовал вам не говорить много на эту тему. В настоящее время идут переговоры, мы предпринимаем шаги, чтобы получить желаемый результат. Но сейчас не стоит часто поднимать этот вопрос", - заявил Абрамян.
Но невозможно умолчать: в принципе с премьером можно согласиться, принимая во внимание то обстоятельство, что есть вопросы, в которых излишняя публичность может только навредить. Однако в данном случае налицо проблема, которую замалчивать просто бессмысленно. Ведь очевидно, что, несмотря на щекотливость темы судьбы Арцаха после вступления Армении в ТС, она (тема) должна занимать приоритетное место в нашей интеграционной повестке. Более того, она должна была считаться, пожалуй, самой важной еще тогда, когда принималось решение о членстве Армении в ТС. Она должна была стать одним из первых пунктов той самой дорожной карты, которую Армения успешно реализовала. Причем такими темпами, что поразила своей оперативностью партнеров по союзу. И вот теперь, когда остались считанные дни до подписания Арменией соответствующего соглашения, вопрос неопределенности будущего Арцаха вполне естественно муссируется с особой остротой. Замалчивай его, не замалчивай...
А суть проблемы в том, найден ли ответ на ключевой вопрос: проляжет ли граница Таможенного союза между Арменией и НКР? Судя по ряду заявлений, прозвучавших в последнее время, пока на этот важнейший и сложнейший вопрос ответа нет. Армянская сторона неоднократно заявляла, что границы между РА и НКР быть не может. По сути это означает, что вместе с Арменией Арцах тоже де-факто вступает в ТС. С другой стороны, ясно: этот вариант категорически не устраивает наших партнеров по ТС, поскольку влечет за собой конфликт с Азербайджаном, считающим НКР своей территорией. И тут найти компромисс между интересами армянской стороны и наших партнеров по ТС, разумеется, очень сложно. И это не может не беспокоить армянскую общественность в преддверии окончательного документального оформления взаимоотношений Армения - ТС. По крайней мере вполне объясним и логичен интерес к той компромиссной формуле, к которой должны были прийти стороны, как, впрочем, логично и объяснимо недоумение, если такой формулы нет. Посему призыв Овика Абрамяна к молчанию по этой щепетильной теме не совсем убедителен.
Другое дело, кто именно озвучивают вопрос. Стоит обратить внимание на то, что в данном случае свою тревогу выразил Александр Арзуманян, ранее неоднократно замеченный в сопротивлении евразийской интеграции Армении, человек, не скрывающий свою, так сказать, прозападность. Вот здесь опасения Овика Абрамяна могут быть оправданны, ибо одно дело говорить о реальной проблеме, другое - спекулировать ею.
С учетом нынешнего противостояния между Западом и Россией - инициатором, идеологом и реализатором евразийской интеграции, с учетом открытой неприязни Запада к идее Таможенного союза и Евразийского экономического пространства, с учетом нежелания Запада видеть в том числе и Армению в орбите российских интересов, не сложно понять, что спекуляции на тему границы между Арменией и Арцахом могут стать инструментом торпедирования самого интеграционного процесса.
Иными словами, постоянно акцентируя если не тупиковость, то как минимум сложность решения проблемы будущего НКР при условии вступления Армении в ТС, можно пошатнуть убежденность армянской стороны в верности выбора интеграционного вектора. Это, естественно, на руку Западу, который, скорее всего, предполагает, что Ереван может отказаться (и надо его к тому подталкивать) от соглашения с ТС и ЕЭП точно так, как сделал это в случае с Ассоциативным соглашением с Европой. Представляя вопрос вероятной армяно-карабахской границы в качестве непреодолимого барьера, постоянно мусоля эту тему, Запад в лице таких его лоббистов в Армении, как Александр Арзуманян, скорее всего пытается торпедировать грядущее подписание соглашения о членстве Армении в ТС и ЕЭП.
Тем не менее, даже с учетом этого спекулятивного элемента, замалчивание проблемы вовсе не выход. Здесь необходима четкая позиция армянской стороны. И не только потому, что общественность должна знать, какое решение найдено по данной болезненной теме. Еще необходимо показать нашим и европейским, и евразийским партнерам, что, во-первых, наши решения исходят исключительно из наших интересов, во-вторых, нам можно доверять, поскольку стратегический выбор мы делаем осознанно, ответственно и не меняем его каждые полгода...