Серьезные просчеты дипломатии Азербайджана – каждый следующий шаг может стать для него роковым. Анализирует С. Тарасов
Сейчас наблюдаются серьезные просчеты дипломатии властей Азербайджана, на которые стали сыпаться политические удары со стороны тех сил, которые они долгие годы относили к союзным. Азербайджан подталкивают к какому-то серьезному решению, создают для него ситуацию, при которой каждый из дальнейших шагов может стать ошибочным или роковым. Об этом говорится в статье российского политолога Станислава Тарасова, опубликованной на сайте ИА REX.
Как сказано в статье, посол Франции в Азербайджане Паскаль Монье сообщил, что президент Франции Франсуа Олланд выдвинул «конкретные предложения» по урегулированию карабахского конфликта, «которые президенты Армении и Азербайджана могут обсудить во Франции». По словам дипломата, Олланд готов принять президентов Азербайджана и Армении совместно с сопредседателями Минской группы ОБСЕ во Франции. Однако посол не стал уточнять, о каких «конкретных предложениях» ведется речь.
Ранее о 6 принципах урегулирования, которые по сути совпадают с известными Мадридскими принципами, заявлял американский сопредседатель МГ ОБСЕ Джеймс Уорлик. Первоначально он предлагал подключить к переговорному процессу Степанакерт, затем изложил системный подход к урегулированию конфликта: расчленение проблемы на все части – «собственно Карабах» и занятые районы. Азербайджан негативно отреагировал на «ходы» Уорлика. Даже несмотря на то, что научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Гордон Хан пытался убедить Баку в том, что «США активизировались на Карабахском урегулировании с целью надавить на Армению» и что «Уорлик хочет показать Баку, что ключи от карабахского конфликта попали в руки Белого дома».
Автор отмечает, что в дальнейшем Уорлик не отступил от занятой позиции. На днях он выразил надежду, что «путь для встречи президентов Азербайджана и Армении будет найден в скором времени», и что «для скорейшего начала работы над содержанием переговоров он с нетерпением ждет встречи с руководством Азербайджана либо в регионе, либо в другом месте». По мнению Тарасова, это означает, что существует определенный сценарий по карабахскому урегулированию, детали которого будут уточняться или изучаться на саммите Саргсян - Алиев.
По мнению автора, то, что президент Ф. Олланд предложил провести этот саммит во Франции, вписывается в изложенный контекст. При этом, глава МИД Армении Эдвард Налбандян подтвердил, «что процесс переговоров по урегулированию нагорно-карабахского противостояния продолжается в стандартном русле», то есть продолжает действовать механизм Минской группы ОБСЕ, и, по словам Налбандяна, «следует принимать во внимание заявления руководителей стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, именно отмеченные там принципы урегулирования считаются предложениями МГ ОБСЕ».
«Интрига только в том, что остается неизвестным, являются ли “конкретные предложения” Парижа по карабахскому урегулированию продолжением сценария Вашингтона, или Франция пошла на перехват дипломатической инициативы на этом направлении у США», - пишет Тарасов.
Автор отмечает, что после провала летом саммита 2011г. в Казани саммита Саргсян - Алиев при посредничестве президента России Дмитрия Медведева тогдашний глава МИД Франции Ален Жюппе уже говорил о том, что «Париж представит Баку и Еревану дополнительные предложения по Карабаху». Однако они не были тогда даже озвучены. «Но когда Жюппе на докладе в парламенте заявлял, что в карабахском вопросе “основным принципом должно быть право нации на самоопределение”, ход мыслей и планируемых действий Парижа выглядел очевидным», - говорится в статье.
По мнению автора, и сейчас президент Олланд, выдвигая предложения по карабахскому урегулированию, в целом действует в парадигме Мадридских принципов, что, видимо, было изложено президенту Азербайджану Ильхаму Алиеву. «Первая реакция Баку на это была проявлена в отзыве властями уже выданной визы вице-президенту ПАСЕ, французскому депутату Рене Руке для участия на заседании Бюро и Постоянного комитета ПАСЕ. Затем последовало выступление Алиева по случаю Дня Республики Азербайджана, которое больше напоминало диалог с необозначенными партнерами», - пишет Тарасов, цитируя заявление Алиева: «Территориальная целостность стран не является темой споров, в том числе территориальная целостность Азербайджана не является темой споров».
Алиев также заявил, что конфликт должен быть урегулирован на основе четырех резолюций Совета Безопасности ООН, а «самопровозглашенному Нагорному Карабаху не будет предоставлено никакого правового статуса».
Вскоре на это отреагировала представитель Госдепа США Джен Псаки. Как сказано в статье, она квалифицировала заявление Алиева как «провокационное и радикальное», которое противоречит принципам США, увеличивает напряжение в регионе и вредит мирному процессу. «Как сопредседатель МГ ОБСЕ, мы подтверждаем свою готовность оказать содействие сторонам в мирном урегулировании карабахского конфликта», сказала она, добавив, что «в совместных заявлениях президентов стран-сопредседателей МГ ОБСЕ 2009-2013 гг. четко отмечается, что в основе мирного урегулирования должны лежать устав ООН и Заключительный Хельсинкский акт, в частности, принципы неприменения силы, территориальной целостности и права наций на самоопределение».
Автор считает, что западные сопредседатели МГ ОБСЕ, при тактике Москвы действовать «по умолчанию», оказывают мощное давление на Баку и ведут «мягкое наступление» на Ереван, требуя принять «Мадридские принципы» как можно быстрее. При этом американская дипломатия обыгрывает украинский сценарий с другой стороны: обсуждает вероятность майданного сценария в Баку, о чем недавно заявил посол США в Азербайджане Р. Морнингстар.
«Что же касается принятых Советом Безопасности ООН четырёх резолюций по Карабаху, то, по оценке авторитетных экспертов, все четыре резолюции по этому конфликту (822, 853, 874 и 884) были приняты в разгар войны в Карабахе: с 30 апреля по 12 ноября 1993 года. К тому же “сам Азербайджан до сих пор не выполнил ни одного пункта из четырех карабахских резолюций СБ ООН”, выхватывая из них только тезисы “немедленного, полного и даже безоговорочного вывода оккупационных сил из районов, занятых армяно-карабахскими войсками, и возвращения вынужденных переселенцев”, игнорируя при этом проблему статуса Карабаха», - напоминает С. Тарасов.
Резюмируя, автор отмечает: «Пока же мы наблюдаем демонстрацию серьезных просчетов дипломатии Алиева, на которого стали сыпаться политические удары со стороны тех сил, которые он долгие годы относил к союзным. Сможет ли он в условиях обострения борьбы вокруг судьбы Карабаха остаться в русле мирного, а не силового сценария урегулирования проблемы? Алиева подталкивают к какому-то серьезному решению, создают для него ситуацию, при которой каждый из дальнейших шагов может стать ошибочным или роковым».