Губад Ибадоглу: В Азербайджане нет реальной экономики, и «поеданием» нефтедоходов власти ведут страну к пропасти
В Азербайджане нет реальной экономики, а поедание средств, предназначенных будущим поколениям, ведет страну к пропасти. Как передает азербайджанское информагентство «Туран» об этом заявил председатель Коалиции НПО «Прозрачность в добывающих отраслях», доктор наук Губад Ибадоглу.
«Руководство Азербайджана не сможет убедить население в стабильности и процветании страны по завершении “нефтяного периода”. Причина в отсутствии подотчетности, прозрачности и общественного контроля при инвестировании бюджетных средств, а также получении и распределении государственных нефтяных и газовых доходов», – сказал он.
По его словам, особенно пагубна умышленная трата более двух третей поступлений в Государственный нефтяной фонд Азербайджана (ГНФАР) на нужды госбюджета. В отчете фонда за прошлый год сказано, что его доходы составили 13 млрд. 600,5 млн. при расходах 12 млрд. 302,7 млн. манат, из которых 11 млрд. 350 млн. (92,3%!) направлены трансфертом в целях реализации инвестиционных проектов. За все время деятельности фонда на его счета поступило $83 млрд. 859 млн., более половины которых направлено на финансирование различных сфер.
«Поедание средств, предназначенных будущим поколениям, ведет страну к пропасти в долгосрочной перспективе. Надежда на открытие новых месторождений – не оправдание для подобных действий», – говорит известный специалист.
Сегодня в Азербайджане нет реальной экономики, а более 50% не нефтяного сектора в совокупном ВВП – «заслуга» капитальных вложений в инфраструктуру транспортных и промышленных предприятий, принадлежащих неизвестным компаниям, зарегистрированным в оффшорных зонах. В сравнении с 2005 годом, когда в Азербайджан пошел большой поток нефтедолларов, удельный вес инвестиционных проектов в расходах госбюджета в 2013 году вырос в 43,2 раза.
Процикличная политика руководства Азербайджана, зависящая от цен на мировых рынках нефти, ущербна и для экономики, и для общества. Она сопряжена с внешними долгами. Так, по состоянию на 1-ое января этого года государственный внешний долг Азербайджана составил 7,3 млрд. долл. и цифра эта растет. Ибадоглу полагает, что внешние заимствования хороши, когда направлены на устойчивость экономики. Совместные же проекты правительства с международными донорами (МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, Исламский банк развития, Азиатский банк развития, Чешский банковский консорциум и т.д.) служат «дружбе и взаимопониманию».
Ученый напомнил, что крупномасштабные проекты добывающих отраслей негативно действуют на экологию и местные сообщества. Они дают ограниченное число новых рабочих мест на определенный период, при этом их операторы часто забывают об обещанной поддержке местных сообществ и улучшении условий жизни людей с низкими доходами. «Подъемы» экономики, обычно сопровождающие крупные инвестиционные проекты, часто оказываются призрачными, а их негативные факторы причиняют непропорционально большой вред менее защищенным социальным группам населения. На «нефтяном фронте» большинство работников – мужчины со специальным образованием и навыками, прочие группы населения отключены от проекта «благосостояние граждан».
По мнению специалиста, реальной экономике альтернативы нет, однако инфляция в Азербайджане, порожденная коррупцией и монополизмом во всех сферах импорта, съедает мизерные накопления основной части населения. Правительство заявляет о необходимости диверсификации экономики, но его обещания и очевидные результаты деятельности не совпадают. Диверсификация предполагает создание, прежде всего, конкурентоспособной среды на всех уровнях бизнеса – от подготовительного периода и создания сырьевой базы до реализации продукции конечному потребителю. Кроме того, основой экономики должны быть интересы массового предпринимательства, а не чиновников – олигархов. На деле же все оборачивается против конечного потребителя.
Ученый отметил, что в нормальных странах правительства вкладывают нефтяные доходы в человеческий капитал и инновации, азербайджанские же студенты, обучающиеся за рубежом, правдами и неправдами пытаются остаться за границей, в результате чего деньги Государственной нефтяной компании Азербайджана тратятся на ветер.
По свидетельству ученого, большая часть нефтяного капитала тратится на развитие Баку и его пригородов, местные специалисты оседают в столице с ущербом для регионального развития, что способствует целенаправленному оттоку населения из деревни.