Вопрос политзаключенных и проблемы со свободой слова и деятельностью НПО в Азербайджане – в центре внимания сессии ПА ОБСЕ
В Азербайджане существуют проблемы со свободой слова, препятствия в осуществлении деятельности неправительственных организаций (НПО), политзаключенные. Как сообщает «Кавказский узел», с соответствующими заявлениями выступили докладчики на специальных слушаниях, организованных в рамках стартовавшей 28 июня в азербайджанской столице Баку 23-й сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ.
В рамках 23-й сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ прошли специальные слушания по правам человека в Азербайджане.
Открывая слушания, председатель Комитета ПА ОБСЕ по демократии, правам человека и гуманитарным вопросам Изабель Сантос из Португалии отметила, что эта встреча имеет важное значение для сессии ассамблеи и для комитета. «Ибо участие гражданского общества важно во всех направлениях деятельности ОБСЕ, и с этой целью парламентская ассамблея прислушивается к мнениям неправительственных организаций», – сказала Сантос.
«Наконец, парламент осознал важность роли гражданского общества и не отменил это мероприятие и даже предоставил переводчика» – заявила, в свою очередь, программный менеджер региональных программ датской организации International media support (IMS) Гюльнара Ахундова.
«Месяц назад, 23 мая, нас выставили из этого же отеля Fairmont, когда мы собирались провести здесь аналогичные слушания с участием приехавших в Баку на заседания Бюро и Постоянного комитета ПАСЕ европейских депутатов, хотя мы заранее оплатили аренду конференц-зала. Причина оказалась простой – им (администрации отеля) поступил звонок сверху», – сказала Ахундова.
Она выразила беспокойство за дальнейшее существование гражданского общества Азербайджана.
«Большинство моих партнеров уже не могут работать. Правительство отказывается регистрировать полученные ими гранты (17 декабря 2013 года парламент Азербайджана внес поправки, согласно которым НПО каждые 90 дней обязаны сообщать в госорганы об изменениях в своих реестровых списках, введены новые правила проверок деятельности НПО и установлены новые виды нарушений, за которые полагаются крупные штрафы для НПО и их руководителей. – Прим. „Кавказского узла”). Это происходит незаконно, поскольку Минюст не имеет полномочий принимать политические решения. Против ряда местных и иностранных НПО, в том числе против IMS открыты уголовные дела. Журналист-расследователь Айнур Имранова не смогла получить предоставленный ей нашей организацией малый грант, поскольку правоохранительные органы арестовали ее личный банковский счет. Как утверждается в решении суда, этот грант может быть предметом уголовного дела, хотя очевидно, что средства выделены под журналистское расследование», – продолжила Ахундова.
Она также указала на содержание в тюремном заключении в Азербайджане трех лидеров НПО – главы Центра мониторинга выборов и обучения демократии (ЦМВОД) Анара Мамедли, исполнительного директора этой организации Багира Сулейманлы и главы общественного объединения «Содействие демократии» Эмиля Мамедова. «Их „преступление” заключалось, в том, что они выступали за защиту и поощрение демократии в Азербайджане», – отметила Ахундова.
Она также сообщила об отказе Минюста в регистрации гранта, предоставленного IMS азербайджанскому Институту свободы и безопасности репортеров (ИСБР).
«Для обезвреживания активистов гражданского общества не обязательно их арестовывать. ИСБР уже два месяца не регистрируют гранты, и если пойдет так дальше, то деятельность организации станет невозможной», – заявил, в свою очередь, глава ИСБР Эмин Гусейнов.
Гусейнов также сфокусировал внимание на проблемах со свободой выражения отметив, что в тюрьмах Азербайджана за реализацию свободы выражения 10 журналистов. Он напомнил, что за последние 10 лет в Азербайджане были убиты два журналиста – Эльмар Гусейнов и Рафиг Таги и эти преступления не раскрыты. «Против журналистов были совершены десятки случаев физических атак. Эти преступления также не расследованы, что свидетельствует о необеспеченности безопасности журналистов», – продолжил он.
Далее он указал на подконтрольность власти всех телеканалов страны. Он также отметил, что для существования независимых медиа должен быть рекламный рынок. «Однако в условиях господства в экономике монополий чиновничье-олигархических групп нет условий для честной конкуренции и заинтересованности субъектов бизнеса в рекламе. Помимо того, что на рекламодателей оказывается политический прессинг, печатные медиа имеют низкие тиражи и охватывают только крупные города – Баку и Сумгаит. При этом сохраняются всего две оппозиционные газеты. Еще одна независимая газета – „Зеркало” – из-за финансовых проблем месяц назад приостановила свой выпуск», – заявил Гусейнов.
Что касается online-свободы выражения, то, как отметил Гусейнов, с технической точки зрения доступ в Интернет не блокируется. «Однако на критиков правительства оказывается давление, и в настоящее время 6 блогеров и активистов социальных медиа в Интернете находятся в тюремном заключении, что способствует самоцензуре», – подчеркнул он.
Внимание на проблеме политзаключенных акцентировал и глава Общества правовой защиты и просвещения Расул Джафаров. По его словам, уголовному преследованию в Азербайджане подвергаются не только журналисты, блогеры и правозащитники, но и молодежные активисты, члены оппозиционных партий, верующие. «11 НПО страны составили единый список, в который включены фамилии 81 политзаключенного, 19 из них признаны Amnesty İnternational „узниками совести”. Власти не признают термин „политзаключенный”. Но можно использовать другие понятия – „незаконно арестованные”, „обвиняемые и осужденные по сфабрикованным обвинениям”. Мы готовы к диалогу с правительством для освобождения этих людей», – сказал Джафаров.