Ариф Юнус: Около 400-450 граждан Азербайджана воюют сейчас в Афганистане, Пакистане, Ираке и Сирии
В Азербайджане, несмотря на декларации о толерантности, на самом деле ситуация иная. Об этом, как передает азербайджанское информагентство «Туран», сказал в интервью «Объектив ТВ» глава департамента конфликтологии Института мира и демократии Ариф Юнус.
«Толерантность означает терпимость к мыслям, языкам, культурам, религиям людей или народов. Но в стране нет такой атмосферы» – отметил Юнус.
Конфликтолог отметил, что проблемы есть везде, и для их решения есть два пути – насилие и путь мира, толерантности, компромисса. Проблемы есть в Америке и в Европе. В этих обществах для решения проблем люди собираются за круглым столом и находят решение через диалог. «В Азербайджане диалога нет ни в политической, ни религиозной, ни в других сферах. Нет диалога власти с партиями, гражданским обществом. Нет диалога между верующими и не верующими», – продолжил Юнус.
«К примеру, используется слово “ваххабиты”, хотя они называют себя салафитами, а обращение “ваххабит” воспринимают, как оскорбление. Медиа также использует термин
“ваххабиты”. Даже религиозные лидеры не воздерживаются от такой формы обращения. То же самое с нурсизмом. В 150 материалах печати о нурсизме, лишь 20 были информативны, остальные были в оскорбительном тоне. Сайты, близкие к суннитам и шиитам, публикуют друг о друге оскорбления. В парламенте депутатов обвиняют в нурсизме. Все это – не толерантность», – сказал Юнус.
На его взгляд, религиозный радикализм в Азербайджане начинается только сейчас. 96% населения Азербайджана – мусульмане. Из них только 22% верующие.
Как отметил эксперт, в последнее время говорится о столкновениях между представителями религиозных течений в Азербайджане. В различных местах страны отмечены инциденты на этой почве. Если кто-то говорит, что в религиозной сфере все хорошо, то это не так, проблемы есть, просто они в зачаточном состоянии.
«В стране идет, словно, принудительная радикализация. Религиозные деятели выступают на выборах с политическими заявлениями, нарушают закон. Правительство заявляет, что контролирует религиозную ситуацию, однако правоохранительные органы фиксируют инциденты на религиозной почве и всегда запаздывают пресекать их. Оперативно пресекая акции оппозиции, правоохранительные органы не делают то же самое во время религиозных инцидентов. Словно, процессы управляются», – отметил Юнус.
Он обратил внимание на еще одну закономерность: религиозные инциденты возникают, когда усиливается критика Запада. «Похоже, власти демонстрируют Западу наличие религиозной угрозы. В то же время, подобные инциденты усиливают религиозный радикализм. Подвергающиеся давлению верующие превращаются в радикалов», – продолжил Юнус.
По данным Юнуса, около 400-450 граждан Азербайджана воюют сейчас в Афганистане, Пакистане, Ираке и Сирии. Они вернутся с военными мышлением, радикальными религиозными взглядами и их влияние на окружающих может иметь негативные последствия, считает Юнус.
Отметим, что в субботу в Азербайджане произошли два инцидента на религиозной почве – в Саюирабаде был избит ваххабит, которому насильно сбрили бороду, а в Баку ваххабиты напали на прихожан мечети.
Напомним, что азербайджанские салафиты или ваххабиты воюют в рядах различных террористических группировок в Сирии, Афганистане и Пакистане. Согласно данным азербайджанского информагентства «Вести.аз», общая численность азербайджанских террористов в данных странах составляет 300 человек. При этом, по данным азербайджанского портала «ФактХебер», только в Сирии за последние три года погибло около 200 азербайджанских террористов. СМИ также неоднократно сообщали о ликвидации командиров из числа азербайджанских террористов.
Добавим также, что связи между международными террористическими группировками и Азербайджаном берут начало в начале 1990-х. Тогда азербайджанская армия, потерпев неудачу в агрессии против Нагорно-Карабахской Республики (НКР), отступала, неся потери. Пытаясь спасти положение, азербайджанское руководство во главе с Гейдаром Алиевым привлекло к войне против армян Нагорного Карабаха международных террористов и членов радикальных группировок из Афганистана (группировки Гульбеддина Хекматиара), Турции («Серые волки» и др.), Чечни (группировки Басаева, Радуева и др.) и некоторых других регионов.
Несмотря на участие в войне в составе азербайджанской армии тысяч иностранных наемников и террористов, азербайджанская агрессия против Нагорно-Карабахской Республики потерпела неудачу, и бакинские власти были вынуждены подписать перемирие с представителями НКР и Армении. Однако международные террористы обрели необходимые им связи в Азербайджане и пользовались ими в дальнейшем. Велась вербовка среди азербайджанцев, которые затем направлялись в Афганистан и на Северный Кавказ, где участвовали в боях против сил международной коалиции и российских структур. В последние годы граждане Азербайджана активно участвуют в террористической и экстремистской деятельности в России, Афганистане и Сирии.