Задержанным азербайджанским диверсантам не может быть присвоен статус военнопленных. Интервью с Ларисой Алавердян
Первый омбудсмен Армении, исполнительный директор фонда «Против правового произвола» и член Госкомиссии по военнопленным и заложникам РА Лариса Алавердян в беседе с корреспондентом Panorama.am обратилась к распространенному накануне, 14 июля, министерством обороны РА заявлению касательно статуса задержанных азербайджанских диверсантов.
Согласно заявлению Минобороны Армении, руководство Азербайджана в последние дни пытается откреститься от плененных членов обезвреженной в конце прошлой недели азербайджанской диверсионной группы, при этом стремясь добиться того, чтобы им был присвоен статус военнопленных. «В данном случае для этого нет оснований, поскольку Международное гуманитарное право, в частности статья 4 Женевской конвенции „Об обращении с военнопленными”, четко определяет круг лиц, которым может быть присвоен статус военнопленного. Существуют неопровержимые доказательства того, что в действительности мы имеем дело с преступной группой, которая была завербована и использована азербайджанскими властями в диверсионных целях», – говорится в заявлении оборонного ведомства Армении.
«Если Азербайджан отказывается считать данных лиц представителями своих ВС либо направленными сюда Баку, то мы должны внести ясность: данные лица в сложившейся ситуации имеют просто статус преступника. Они перешли границу и совершили преступление на территории другого государства. В этом плане их фактически нужно судить по законам страны, где было совершено преступление», – сказала она.
При этом Лариса Алавердян привела в пример азербайджанского офицера Рамиля Сафарова, в 2004г. зверски зарубившего топором спящего армянского офицера Гургена Маргаряна в Будапеште в ходе прохождения курсов в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира». Она отметила, что Р.Сафаров, совершивший тяжкое преступление, был осужден по законам Венгрии.
Лариса Алавердян вновь подчеркнула: если Азербайджан отказывается нести ответственность за этих лиц, то они тем более не могут считаться военнопленными, исходя из Международного гуманитарного права.
Вместе с тем, по ее словам, Армения должна предпринять все меры, предусмотренные нашим законодательством.
Что же касается обращения Азербайджана в Международный комитет Красного Креста по вопросу задержанного в Армении члена диверсионной группы, гражданина Азербайджана Гулиева Шахбаза Джалалоглу и возможных спекуляций, Лариса Алавердян отметила, что любое государство может предъявить любое требование и превратить его в предмет спекуляций, но именно для того и существуют нормы международного права и конвенции, а также государственное законодательство.
«Мы должны четко понимать, что может предпринять наше государство. Например, если представители Красного Креста хотят посетить их, то необходимо уточнить, когда, каким образом и в каких условиях это может быть сделано в период предварительного следствия. Запрет на посещение может быть применен в любой момент. Это оставлено на усмотрение следователя, который ведет это дело. С другой стороны, МККК посещает не только военнопленных, но в некоторых случаях и лиц, находящихся в заключении. Так что, это может стать предметом обсуждения между ереванским офисом МККК и Минобороны Армении, а в дальнейшем – следственным органом, ведущим это дело», – пояснила она.
При этом Л.Алавердян выразила уверенность, что на международной арене у Армении не должны возникнуть какие-либо проблемы в связи с данным инцидентом. По ее словам, МККК может начать переговоры, и между данной структурой и Минобороны Армении сложились очень положительные отношения. «Все вопросы могут быть решены посредством переговоров», – сказала она.
Исполнительный директор фонда «Против правового произвола» напомнила, что 20 лет назад армянскую границу перешла диверсионная группа, совершившая тяжкие преступления, были также жертвы. Диверсанты тогда были осуждены по армянским законам, при этом их приговорили к смертной казни (смертная казнь в Армении была отменена в 2003 году. – Прим. ред.). В это же время в тюрьме в Азербайджане содержались 6 граждан Армении, которые также были приговорены к смертной казни. В дальнейшем Лариса Алавердян через свою организацию связалась с министром национальной безопасности Азербайджана, предложив произвести обмен.
По словам Ларисы Алавердян, обмен может быть произведен, даже если между странами нет дипломатических отношений.
Обмен в дальнейшем стал возможным, однако за это время 3 из 6 находящихся в азербайджанской тюрьме армян скончались, но остальные были возвращены в Армению. Армения же раньше времени тогда уже вернула азербайджанцев. По словам Л.Алавердян, данный вариант полностью соответствует как духу, так и букве Международного гуманитарного права.
Что же касается вопроса находящегося в плену в Азербайджане армянского военнослужащего Акопа Инджигуляна, Л.Алавердян отметила, что ему как раз был присвоен статус военнопленного в соответствии со ст. 4 Женевской конвенции «Об обращении с военнопленными», от Акопа Инджигуляна армянская сторона не отказывалась, он армянский военнослужащий.
Материалы по теме:
Азербайджан обратился в МККК по вопросу задержанного армянскими военными диверсанта
Минобороны НКР обнародовало снимки оружия и боеприпасов задержанных азербайджанских диверсантов