Почему Иран и «шестерка» не подписали всеобъемлющего соглашения по ядерной проблеме? Анализирует А. Исраелян
Длящиеся более 2 недель переговоры между Ираном и группой «5+1» в Вене завершились без подписания всеобъемлющего соглашения по иранской ядерной проблеме, выработка которого предусматривалась принятым в Женеве 24 ноября 2013 года Совместным планом действий. Вокруг данной темы корреспондент Panorama.am побеседовал с востоковедом, специалистом по Ирану Арменом Исраеляном.
«Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и глава внешнеполитического ведомства ЕС Кэтрин Эштон сегодня выступили с совместным заявлением, в котором отмечается, что завершающийся 20 июля 6-месячный срок, предусмотренный для реализации Совместного плана действий, будет продлен до 24 ноября 2014 года.
Хотя и главы внешнеполитических ведомств США, Великобритании, Германии и Франции для уточнения своих подходов прибыли в Вену, но, судя по озвученным после окончания переговоров с иранской стороной заявлениям, уже становится ясно, что стороны вряд ли сумели бы прийти к окончательному согласию до 20 июля», – сказал он.
«В начале встречи стороны обсуждали вопрос, касающийся разногласий вокруг текста всеобъемлющего соглашения по иранской ядерной проблеме, однако уже ближе к завершению переговоров в основном говорилось о продлении переговорного периода», – отметил эксперт.
«Замминистра иностранных дел Ирана Сейед Аббас Аракчи в ходе встречи с журналистами, подводя итоги встречи в Вене, отметил, что разногласия сторон касались в основном вопросов обогащения урана и ядерного реактора в Араке. По его словам, «шестерка» договорилась о разморозке 2,8 миллиарда долларов Ирану, который получит средства в течение этих четырех месяцев шестью траншами», – напомнил А.Исраелян.
«Решению иранской ядерной проблемы всерьез препятствовали и препятствуют (если не непосредственно связаны) напряженные геополитические ситуации.
В качестве доказательства отметим, что четвертая встреча Ирана и „шестерки” совпала с президентскими выборами в Сирии, пятая встреча – с произошедшими в Ираке событиями с участием группировки «Исламское государство Ирака и Шама», а в ходе шестой решающей встречи начался вооруженный палестино-израильский конфликт в секторе Газа.
Есть одно важное обстоятельство: в решающей встрече глав МИД Ирана и „шестерки” не приняли участия министры иностранных дел Китая и РФ, которые занимают проиранскую позицию в вопросе ядерной проблемы и всегда выступают против или воздерживаются во время голосования по принятию СБ ООН резолюции против Ирана.
Это позволяет утверждать, что „шестерка”, помимо разногласий с Ираном в вопросе ядерной проблемы, имеет внутренние разногласия как вокруг ядерной проблемы, а так и в геополитических вопросах.
Как бы то ни было, вне зависимости от того, что стороны не подписали всеобъемлющего соглашения по ядерной проблеме, тот факт, что главы внешнеполитических ведомств ИРИ и США в течение дня могли провести несколько двусторонних встреч, свидетельствует о значительном прогрессе в решении ядерной проблемы. Лишь год назад Иран и США и вовсе исключали какой-либо двусторонний контакт», – резюмировал востоковед.