РБК против Баку: свобода слова и объективность против мракобесия и зомбирования
Panorama.am представляет вниманию читателей статью газеты “Голос Армении”.
18 июля программа "РБК. Взгляд" российского телеканала РБК обратилась к теме "Непризнанная экономика непризнанных государств", затронув, в частности, проблему экономического развития Арцаха. Ведущая Жанна Немцова напомнила об истории создания республики и отметила, что Нагорный Карабах демонстрирует неплохие темпы экономического роста, которые позволяют назвать его "Закавказским тигром".
В программе, гостями которой стали советник министра иностранных дел НКР Арсен Мелик-Шахназаров и директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов, были обсуждены различные аспекты экономики Карабаха, проанализированы темпы и особенности ее развития с учетом поствоенных реалий, влияние на экономику фактора политической непризнанности, появление новых, по сравнению с советским периодом, отраслей, проблема инвестиций и участия зарубежных армян в развитии Арцаха, иностранной помощи и некоторые другие вопросы. Отвечая на вопрос о том, какие ограничения налагает непризнанность государства на развитие его экономики, А. Мартынов отметил, что ограничения серьезные, "с рядом стран просто запрещена экономическая деятельность". А Мелик-Шахназаров привел в пример проблему армянских беженцев в Карабахе, которые в результате непризнанности лишены международной помощи в отличие от беженцев- азербайджанцев из Армении и живущих в Армении беженцев из Азербайджана.
Говоря о перспективах НКР, Арсен Мелик-Шахназаров отметил: "Перспективы есть, если мы говорим прежде всего об экономике. ВВП на душу населения составляет чуть больше 3000 долларов. Темпы роста, как правило, высокие – 9-11%. Что касается новых отраслей, то, в частности, появилась такая отрасль как горнодобывающая и сейчас она очень сильно расширяется". Затронув вопрос политического признания Арцаха, советник подчеркнул, что "рано или поздно признание произойдет, просто это очень длительный процесс, и укрепление экономики – важный шаг на этом пути".
Казалось бы, само название передачи, в которой дважды использовано слово "непризнанный", подчеркивает нейтральность авторов и их стремление соблюсти политкорректность. Ан нет - в Азербайджане восприняли программу с привычной агрессивной враждебностью ко всему, что каким-то образом касается Арцаха. Реакция последовала вначале на уровне печально известного сайта вести.аз, привыкшего, не стесняя себя в выражениях, поливать грязью любого, кто "осмелился" подходить к теме Нагорного Карабаха с иных позиций, нежели это диктует азербайджанская пропаганда. Любопытно при этом честное признание сайта в том, что методы традиционного воздействия, широко используемые Азербайджаном, не всегда срабатывают: "Как–то так получилось, что полностью подружиться нам с некоторыми российскими СМИ и телеканалами никак не удается", сетует вести.аз, жалуясь, что, дескать, "в определенный момент находится "выскочка", которая делает все для того, чтобы вставить палку в колеса тесного (российско-азербайджанского. - М.Г.) сотрудничества". Те, с кем Баку "не удалось полностью подружиться", моментально квалифицируются как опустившиеся "до уровня "желтизны". В число таких СМИ после передачи об НКР попал, само собой разумеется, и РБК.
Сперва буквально брызжущий слюной от бессильной злости отыгрывающийся грязными, не снившимися даже "желтым" изданиям оскорблениями в адрес А. Мелик-Шахназаряна сайт предпринял попытку "вразумить" журналистку Жанну Немцову. Однако получил от нее более чем исчерпывающий ответ: "Не ваше дело". Затем телеведущая все же согласилась ответить на вопросы, но и эта попытка "подружиться" не удалась: Жанна с достоинством парировала все маразматические обвинения, отметив, что "телеканал "РБК" предоставляет слово представителям разных национальностей, конфессий, а также представителям непризнанных государств для того, чтобы у зрителей свободно формировалась картина происходящего". "Телеканал РБК и я лично никогда не призывали к межнациональной розни и территориальным конфликтам. Мы стараемся объективно излагать факты и приглашать разных экспертов по мере необходимости. Я не вижу оснований для включения меня в черный список", - заявила Немцова, отвечая на вопрос о том, намерена ли она вновь приглашать в качестве гостей политиков из НКР и не опасается ли попасть в "черный список" МИД Азербайджана. Надо полагать, что теперь в этот позорный список рискуют попасть не только посещающие Арцах, но и все те, кто пользуется правом свободно излагать свою позицию, не считаясь с официальными установками бакинского режима.
Однако в очередной раз выяснилось, что священные для нормального СМИ слова "свободный", "объективный", "реальная картина происходящего" на сайт вести.аз действуют с точностью до наоборот: как красная тряпка на быка. Поняв, что припугнуть Жанну Немцову черным списком не удастся, в Баку приступили к действиям на официальном уровне. В атаку бросился заместитель руководителя администрации президента, завотделом внешних связей Новруз Мамедов, который написал в Twitter следующее: "Пригласив в студию двух армян, канал РБК показал, что придерживается предвзятой политики в вопросе Нагорного Карабаха. Это идет вразрез с позицией официальной Москвы". И отметил, что "данный канал распространяет лживую информацию и тем самым пытается сформировать общественное мнение". Наверняка у Мамедова свои представления о функциях СМИ, поэтому объяснять ему, что у независимой прессы может быть отличный от официальной позиции подход к тому или иному вопросу, бессмысленно. Но это так, к слову.
Ответ РБК не заставил долго ждать. Запись Мамедова прокомментировал в ходе передачи "Сегодня. Главное" главный редактор телеканала Андрей Реут. Однако для начала ведущий программы Юрий Таманцев сообщил, что в адрес Жанны Немцовой поступают письма с оскорблениями и угрозами, в том числе националистического характера. По словам Реута, "Азербайджан не был главной темой передачи, она была о функционировании экономики непризнанного региона. Программа была о том, как непросто выживать в полной изоляции таким режимам, которые получили условную независимость, но в то же время не были признаны". Поскольку Азербайджан сейчас не контролирует экономику Нагорного Карабаха, на передачу и не был приглашен представитель этой страны, объяснил он. "После того, как Азербайджан на довольно высоком, государственном уровне высказал нам претензии, я должен повторить, что мы всегда открыты, готовы выслушать любое мнение, и если у вас есть вопросы и претензии по существу, мы всегда готовы выслушать", – заключил главред. В свою очередь Жанна Немцова отметила, что все обвинения в адрес телеканала и ее лично похожи на политическую спекуляцию: "Это была информационная программа, тут не высказывалось никаких оценок, поэтому мне кажется, что эта реплика официального представителя Азербайджана – она очень странная". В конце ведущий программы отметил, что подобные обвинения, тем более угрозы в адрес журналистов, телеканал считает недопустимыми.
Скорее всего, история эта получит свое продолжение в виде отдельной пространной передачи на РБК, в которой, без сомнения, обиженники, льстиво улыбаясь в лицо тем, кого они еще недавно оскорбляли и запугивали, заученно повторят набившие оскомину постулаты азерпропа. С другой стороны, история с программой РБК вновь в полной мере продемонстрировала абсолютную неприемлемость методов и средств, к которым прибегают в Баку, для нормальной журналистики и нормального общества. Настырность, с которой бакинские СМИ поливали грязью ведущую и участников передачи, лексикон и тональность высказываний, неприкрытое науськивание своей аудитории на журналистку и телеканал и последовавшие вслед за этим оскорбления и угрозы, в том числе националистического характера, вновь, как нельзя лучше, показали ту пропасть, которая пролегла между Баку и цивилизованным миром.
Впрочем, мы более чем уверены, что категории цивилизованного сообщества интересуют бакинских оппонентов РБК ровно столько, сколько значат для них понятия "свобода слова" и "объективность СМИ". И вся эта история с командой "фас" в адрес телеканала и авторов передачи была организована и срежиссирована сверху именно с целью напугать всех тех, кто впредь задумает идти поперек Баку. Однако, думается, эффект достигнут прямо противоположный. Во всяком случае очевидно, что если у журналистов РБК и были какие-то сомнения в правоте собственных подходов, то после реакции из Баку они полностью исчезли, как, впрочем, и у широкой аудитории телеканала.