Азербайджану не стоит рисковать и начинать войну: это всего лишь усилит позиции Армении
Эскалацию ситуации в зоне карабахского конфликта в интервью Panorama.am прокомментировал российский политолог, эксперт по Кавказу Андреей Епифанцев.
– Чем, по Вашему мнению, обусловлено резкое обострение ситуации в зоне карабахского конфликта, в частности нарушение режима прекращения огня и увеличение инцидентов, диверсий со стороны Азербайджана? Чего подобными действиями добивается Азербайджан и к чему это может привести?
– Тут можно упомянуть две причины. Первая: давно уже сложившаяся ситуация (регион забит оружием, есть глубокая неприязнь сторон друг к другу и т.д.) говорила о том, что рано или поздно эта эскалация должна была произойти. Вторая: Азербайджан в последнее время стал вести себя несколько более нервно. Это связано с тем, что Армения вошла практически в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и в Таможенный союз (ТС), и стоит вопрос о границах этого союза.
Трудно предугадать, приведет ли это к войне или нет, но мне кажется что все-таки можно будет договориться и решить проблему мирным путем. Если посмотреть что изменилось для Азербайджана в данной ситуации, то ничего, кроме более благоприятного международного фона (внимание международного сообщества сфокусировано сейчас на других конфликтах). Ситуация не улучшилась для Азербайджана. У Азербайджана нет уверенности в том, что он победит – воевать против Армении он не может, потому что Россия вмешается, а воевать против Карабаха Азербайджан может только блицкригом – 5-7 дней, так как если ситуация продлится дольше этого, то Азербайджан заставят прекратить военные действия, потому что нефтепроводы будут под угрозой.
Здесь риски крайне велики для Азербайджана. Скорее всего Армения признает Нагорный Карабах в этом случае, Азербайджан будет выставлен страной-агрессором, потому что он де факто начнет агрессию и таким образом позиция Армении станет более сильной, так как Армения скажет «мы отразили агрессию». В результате перспективы включения Карабаха в состав Азербайджана станут вообще иллюзорными.
Для азербайджанского общества это будет означать падение национальной идеи – той идеи, которую 20 лет ему навязывала элита, что может привести к серьезным национальным волнениям и к перевороту. Здесь ставки очень велики и рисковать, исходя из логики событий, Азербайджан не должен.
– Вы отметили, что Азербайджан волнуется по поводу вхождения Армении в Таможенный союз. А видите ли Вы какие-либо перспективы вхождения в ТС для Азербайджана?
– Я не вижу таких перспектив. Я согласен с азербайджанцами по этому вопросу. У них сейчас есть Турция как союзник, и лучшего союзника у Азербайджана не будет. Азербайджан также поставляет нефть и газ на Запад, и в этом отношении он конкурент России, так что для Азербайджана не имеет смысла входить в ТС. Вхождение Азербайджана в ТС в свою очередь все равно не помогло бы Азербайджану взять контроль над Карабахом.
– Как известно, правительство Азербайджана недавно усилило преследование известных правозащитников в стране, что было остро осуждено международным сообществом. Видите ли Вы некую связь между этими событиями в Азербайджане и эскалацией на линии фронта?
– Эти явления не взаимосвязаны. Это тоже можно объяснить тем, что Азербайджан нервничает: он видит, что Запад не сможет ему ничем помочь в связи с возвращением Нагорного Карабаха, но тем не менее требует соблюдения прав человека, гласности и т.д., а это всегда выло больным местом Азербайджана. И в этих условиях Алиев (президент Азербайджана Ильхам Алиев. – Примеч. ред.) начал давить на пятую колонну. В определенном смысле это облегчит Азербайджану задачу мобилизации общества для возможного нападения на Армению (повторяю, возможного) и уменьшит критику Азербайджана со стороны таких правозащитников. Но прямой связи нет. Как известно, гонения на гражданское общество всегда имели место в Азербайджане.