Россия не откажется от Украины в обмен на решение ядерной проблемы Ирана. Интервью с Хасаном Бехештипуром
Специалист по международным отношениям Хасан Бехештипур в интервью иранскому сайту Irdiplomacy заявил, что ядерная проблема Ирана принципиальным образом отличается от кризиса в Украине. Если в отношении Ирана у США и России – единая точка зрения, то в плане Украины все обстоит совершенно иначе. Материал «Iranian Diplomacy», цитируемый российским изданием «ИноСМИ», приводим без сокращений и изменений.
Украина и ядерная активность Ирана представляют собой две сферы деятельности России. Если в первом вопросе она участвует, будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, то во втором ее активность объясняется тем, что эта страна долгие годы имела определенный вес на Украине, используя ее в качестве связующего звена в отношениях с Европейским Союзом. Поэтому кажется вполне вероятным, что решение одного из этих вопросов окажет влияние на урегулирование другого. В каждом из них Соединенные Штаты играют роль противостоящей стороны с той лишь разницей, что в отношении ядерной проблемы Ирана Москва и Вашингтон занимают в определенной степени схожую позицию. Отличие состоит лишь в методах использования ядерных разработок Исламской Республики. Хотя Россия - против использования Ираном его ядерных технологий в промышленной сфере, она признает его право на научные исследования в данной области. Вместе с тем, и Россия, и США поставили свою подпись под всеми резолюциями Совета Безопасности ООН по ядерной проблеме Ирана. Что же касается украинского кризиса, то он стал ареной острых противоречий между двумя державами вплоть до того, что некоторые наблюдатели говорят о начале новой холодной войны. Существует также точка зрения о том, что затягивание процесса переговоров по ядерной проблеме между Ираном и «шестеркой» международных посредников поможет России использовать это для извлечения собственной выгоды в урегулировании кризиса на Украине. Часть экспертов, правда, отрицают это, потому что считают, что по своей сущности украинский кризис принципиально отличается от аспектов ядерной деятельности Исламской республики. Помочь разобраться в этом вопросе мы попросили специалиста по международным отношениям Хасана Бехештипура.
Irdiplomacy: Некоторые аналитики убеждены, что между украинской проблемой и ядерным досье Ирана существует некая связь, поэтому затягивание процесса ядерных переговоров между Тегераном и Вашингтоном служит интересам России в плане украинского кризиса. Вы придерживаетесь такого же мнения?
Хасан Бехештипур: Ядерная проблема Ирана началась задолго до кризиса на Украине. В этом вопросе Соединенные Штаты еще при президенте Джордже Буше выступали за военное нападение на Иран, хотя Россия выступала против этого. Конечно, и русские, и американцы были едины во взглядах касательно недопущения Ирана к ядерной деятельности и вместе отдавали свои голоса в Совете Безопасности ООН за все антииранские резолюции. Однако между позициями США и России все же имеется некоторая разница. В частности, русские давали свое согласие на занятие иранскими специалистами собственными научными исследованиями. По этой причине нет никаких оснований считать, что Россия каким-то образом препятствовала ведению переговоров. В ходе второго раунда переговоров реальные помехи создавала Франция. Русские же никогда этим не занимались.
– Есть ли вообще в украинском кризисе и нынешнем российско-американском противостоянии какая-либо связь с переговорами по ядерной проблеме Ирана? Пытаются ли Россия и США как-то использовать слабые стороны друг друга?
– Ранее Москва заявляла, что, скорее всего, пересмотрит свое отношение к ядерному досье Исламской Республики и собственное сотрудничество с Западом. Это означает, что, в конце концов, будут созданы благоприятные условия для ядерной деятельности Ирана. Однако на практике после второго раунда переговоров русские не предприняли никаких действий, поддерживающих либо мешающих как самому переговорному процессу, так и ядерной деятельности иранских специалистов. Они продолжают занимать ту же позицию, что и раньше. Позиция Россия по отношению к Ирану всегда была твердой. Она заключается в том, чтобы воспрепятствовать ядерной деятельности Ирана на промышленном уровне и ограничить ее исключительно научно-исследовательской сферой. Вместе с тем эта страна выступала против военных мер в адрес Исламской Республики, предусматривая в отношении ее ядерной активности лишь промежуточные меры. Русские всегда были против ядерной деятельности Ирана в промышленном масштабе, потому что в противном случае они лишились бы своего клиента. Напомним, что Россия занимается экспортом обогащенного урана в Иран и другие страны.
– Если Соединенным Штатам и России удастся договориться в решении украинского кризиса, окажет ли это какое-либо влияние на ход ядерных переговоров?
– Ядерная проблема Ирана по своей сути отличается от кризиса на Украине. То, какие факторы вызвали противостояние Запада и России, не имеет никакой логической связи с этой проблемой. В процессе ее решения и Россия, и Соединенные Штаты придерживались схожих взглядов. Отличие состояло лишь в том, что одни выступали за частичное использование ядерной энергии, а другие вовсе настаивали на запрете такой деятельности. Даже в период санкций Россия оказывала помощь Ирану. Так, США требовали введения банковских и нефтяных ограничений, однако Россия выступила против этого. Вопрос следует поставить следующим образом: если будет решена ядерная проблема Ирана, как это поможет в урегулировании украинского кризиса? Прекратят ли Соединенные Штаты свою помощь Украине? Нет. Россия не может без Украины. Эта страна долгие годы была связующим звеном между Россией и Европейским Союзом. Украина очень важна для русских. Они не согласятся поступиться ею в обмен на решение ядерной проблемы Ирана. Такое же большое значение Украина имеет и для Евросоюза.