«Голос Армении»: Что произошло с Саркисом Ананяном?
Panorama.am представляет вниманию читателей статью газеты «Голос Армении».
26 августа в бакинских СМИ появилась информация о том, что очередной гражданин Армении оказался на территории Азербайджана. Вначале его априори назвали диверсантом, затем быстренько подогнали под категорию "армян, ищущих приют в Азербайджане ". После чего были сообщены подробности: мужчина 52-55 лет рассказал местным жителям, что перешел границу из-за социальных проблем в Армении. Он также поведал, что с ним вместе хотели перейти границу несколько односельчан, но потом передумали. Согласно публикациям, задержанного увезли военные. В последующие часы новость не только не была подтверждена, но и официально опровергнута, более того, сообщившие ее прессе местные чиновники были наказаны, хотя продолжали настаивать, что рассказанное ими соответствует действительности.
СПУСТЯ НЕДЕЛЮ ПОСЛЕ СОБСТВЕННОГО ОПРОВЕРЖЕНИЯ ОФИЦИАЛЬНЫЙ БАКУ подтвердил факт пленения гражданина Армении. По сообщению Министерства обороны АР, 53-летний Саркис Ананян 26 августа пересек границу и оказался на территории села Кемерли Газахского района. Вновь пошли в ход утверждения о том, что, дескать, Ананян недоволен своим социальным положением и бежал в Азербайджан в надежде на лучшее. Затем, согласно печальной традиции, в Сети появился репортаж телеканала ANS, в котором Ананян рассказывает о семье и сыновьях, уехавших на заработки в Ереван и в Россию. Дальше его рассказ (отметим, что слова самого Ананяна очень трудно разобрать, поскольку его голос заглушает переводчик) буквально слово в слово повторяет затасканные постулаты азербайджанской пропаганды о том, как плохо живется людям в Армении, где царит голод и чуть ли не все мечтают покинуть страну, а единственный выход для многих... - "уйти в Азербайджан". Затем следует расхваливание условий содержания в Азербайджане, где Ананяна "обеспечили едой и сигаретами" и "вылечили больную ногу". Репортаж снят в больнице и для пущей убедительности постоянно акцентируется "больная нога" "перебежчика".
Согласно Azatutyun.am, губернатор Тавушской области Овик Абовян подтвердил, что житель Ноемберяна Саркис Ананян перешел границу и оказался в азербайджанском плену. По его словам, на участке, где он пересек границу, находится его сад. Вместе с тем губернатор сообщил, что Ананян не имел проблем со здоровьем и не жаловался на социальное положение, добавив, что тот, "наверное, из своего сада по ошибке пересек азербайджанскую границу". Отметим также, что МККК, согласно принятой процедуре, обратился к азербайджанской стороне с просьбой о посещении гражданина РА, причем, как сообщается, родные мужчины в организацию не обращались.
ИМЕЮЩАЯСЯ ПОКА ИНФОРМАЦИЯ ДАЕТ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ СЛЕДУЮЩИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ. Во-первых, остается открытым ключевой вопрос: если Саркис Ананян перешел границу 26 августа, почему азербайджанская сторона официально подтвердила этот факт только спустя неделю? Что происходило с "перебежчиком" в течение этой недели и почему здоровый человек оказался в больнице? В сообщениях из Баку подчеркивается, что Ананян "находится под медицинским наблюдением". Зачем понадобилось помещать его в больницу - только ли для того, чтобы подчеркнуть "гуманность" обращения с ним в Азербайджане на фоне замученного до смерти в течение суток Карена Петросяна? Или спустя неделю после предполагаемого бегства Ананяну действительно понадобилась медпомощь по причине того, что его чересчур активно готовили к прозвучавшим в репортаже заявлениям?
Во-вторых, в сообщениях бакинских СМИ столь же настырно подчеркивается, что "с ним обращаются в соответствиями с нормами международного права". Налицо опять-таки жалкая попытка обелить себя после трагедии Петросяна. В Баку не только на практике, но и теоретически явно не в ладах со знанием норм международного гуманитарного права. В противном случае деятели азерпропа сознавали бы, что сам факт появления телерепортажа об оказавшемся в плену гражданском лице является грубым нарушением положений третьей и четвертой Женевских конвенций, призывающих оградить пленного от "любопытства толпы". Азербайджанские власти настолько привыкли игнорировать данное требование, что уже и не рассматривают это как нарушение.
Третье. Любой, кто посмотрит репортаж, поймет, что несмотря на настойчивые заверения о том, что он доволен условиями содержания, Ананян очень сильно напуган. Психологи смогут точнее определить состояние человека по размещенным в Сети видеокадрам, однако тот факт, что у пожилого человека дрожат руки, бегают глаза, а лицо выражает откровенное отчаяние и безнадежность, входит в явное противоречие с содержанием репортажа.
РЕАЛЬНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ТОГО, КАКИМ ОБРАЗОМ САРКИС АНАНЯН оказался по ту сторону границы, еще предстоит выяснить. Пока констатируем, что это второй случай всего лишь за один месяц - август, и четвертый - за год (Мамикон Ходжоян, Арсен Ходжоян, Карен Петросян), что само по себе подозрительно. Напомню также, что азербайджанская сторона прилагает отчаянные усилия, чтобы любыми способами вернуть диверсантов, задержанных в Карвачаре и обвиняемых Генпрокуратурой Арцаха в тяжких уголовных преступлениях. Спустя три дня после убийства Карена Петросяна президент Алиев клятвенно пообещал народу вернуть своих головорезов (см. "ГА" от 29.08, http://www.golosarmenii.am/article/24783/shabash-shou-i-ix-pokrovitel), и не приходится сомневаться, что соответствующим ведомствам дано жесткое указание во что бы то ни стало выполнить приказ. Если вспомнить недавнее предложение об обмене тела убитого армянина и семьи перебежчика на азербайджанских диверсантов, выводы напрашиваются сами собой.
И последняя информация к размышлению. 26 августа, когда появилось первое, опровернутое затем сообщение о перебежчике, губернатор Тавуша Овик Абовян в интервью Общественному телевидению Армении рассказал странную историю. По имеющейся у него информации, во второй половине того же дня неизвестный подошел к военнослужащим, несшим дежурство на дислоцированном на ноемберянском направлении опорном пункте, представился как житель села Воскеван, при этом говорил на ломаном армянском, неправильно расставляя акценты, попросил разрешения подойти к армянским позициям. Когда же ему стали задавать вопросы, неизвестный не смог на них ответить и убежал в направлении азербайджанской стороны".