Необходимо установить диалог с представителями «Исламского государства». Интервью с Максимом Шевченко
Как бы странно это ни казалось, однако необходимо установить диалог с представителями «Исламского государства». Об этом в интервью Panorama.am заявил редактор сайта «Кавказская политика» Максим Шевченко.
«Мы мало что знаем про ИГИШ («Исламское государство Ирака и Шама». – Примеч. ред.). Мы судим об этом только из средств массовой информации, которые показывают определенную картину. Считаю, что журналистам надо поехать туда и посмотреть. Я, например, собираюсь сделать это через несколько месяцев, конечно, при обеспечении мер безопасности, при получении гарантий со стороны этих людей. Посмотреть, что они собой представляют», – сказал Шевченко.
По его словам, с разрушением формата государства, каким был Ирак, – плох или хорош был Садам Хусейн, однако он гарантировал государство, которое могло обеспечить закон и порядок, – на поверхность поднимаются силы, выдвигающие некие свои тезисы и концепции. Шевченко при этом отметил, что не знает, насколько связаны казни (отрезание голов) двум журналистам с позицией «Исламского государства», поскольку там действует множество террористических групп. Посему, считает журналист, неизвестно, насколько возможны переговоры с этими людьми.
«Мы ничего не знаем. К ним никто не ездил, с ними никто не вел переговоров, с ними никто не разговаривал всерьез, с ИГИШ», – подчеркнул М. Шевченко, отметив, что в свое время основатели Саудовской Аравии во главе Абделем Азизом из династии Аль-Сауд с точки зрения Османской империи или существовавшей тогда в Трансиордании Хашемидской династии также могли считаться террористами, однако в дальнейшем они основали новое государство.
«Сначала мы называли Талибан террористами, бандитами и убийцами, но мы видим, что даже американское правительство заявило, что без участия Талибан в переговорах, политическом процессе невозможно достичь мира в Афганистане», – сказал Шевченко, рассказав при этом, что он сам бывал в этой стране, встречался с лидерами этого движения и как журналист понимал, что они выражают мнение пуштунского большинства.
«В Афганистане, на территории, контролируемой талибами, безусловно, были нормы достаточно жесткого государства», – отметил Шевченко, пояснив, что это было связано с пребыванием страны в состоянии гражданской воны на протяжении около 30 лет. Он выразил мнение, что, быть может, в таких условиях здесь необходимы были некие жесткие меры против бандитизма, криминала и т.д. «Каждое общество создает внутри себя структуры, которые регулируют эти вопросы», – добавил журналист.
Согласно мнению М. Шевченко, с «Исламским государством» надо разбираться, вступить в политические переговоры с силами, которые реально контролируют эти территории, спросить у них: отрезание голов журналистам – это позиция ИГИШ или некой иной группы.
«В свое время талибам навязали Бен Ладена. Талибы просто дали ему приют на своей территории. И когда было 11 сентября, правительство Талибана, напомню, заявило: мы готовы рассмотреть его вину, но в шариатском суде, поскольку он мусульманин, и на территории Афганистана с участием американских представителей. Но Америка решила пойти не по этому пути, а объявить Талибан тоже террористической организацией и ввязаться в кровопролитную войну, в которой погибли еще сотни тысяч афганцев, тысячи американцев и т.д., и т.д. Армян там, слава Богу, не было, но грузины там погибли, Азербайджан сначала послал туда свои войска, турецкие точно были войска, которые, правда, не участвовали в боевых действиях против мусульман. Они не хотели этого делать. Поэтому я выступаю за диалог с ИГИШ», – заявил Шевченко, подчеркнув, что хотя это и не популярная позиция, однако он уверен: через год-два этот диалог станет реальностью.
На вопрос, изменится ли вследствие всех этих развитий политическая карта Ближнего Востока, М. Шевченко ответил: «Конечно, она изменится. Безусловно, существование Ирака как единого государства вызывает большие сомнения. Курдское государство стоит на повестке, ИГИШ, „Исламское государство”, суннитское по преимуществу, шиитская зона, как собственно давно уже рисовали эти три зоны на месте Ирака. Понятно, очевидно, что они могут договориться о разделе контроля над нефтяными полями».
«Что касается Сирии, то это более сложный вопрос. Сирия – это не искусственно созданное государство, как кому-то кажется. Скорее, Ливан был искусственно отрезан от Сирии. Сирия – это очень древняя земля, существующая в очень древних границах именно как политическое устройство. И Сирия является союзом многих этносов, многих конфессий. Армяне в Сирии – это не диаспора, а коренные жители. Сирия – это очень сложный союз разных религиозных и этнических групп, очень сложный, очень деликатный, где сильная центральная власть в лице Асада на самом деле сохраняла мир в стране, подавляя то, что сирийцы наблюдали во время ливанской войны, когда общины, прежде чем пришли к современной ситуации, убивали друг друга в страшной, жуткой войне», – сказал М. Шевченко.
Журналист выразил уверенность в том, что на Ближнем Востоке произойдут большие перемены, многое при этом будет зависеть от позиции Израиля по палестинскому вопросу – «если Израиль откажется от высокомерия и гордыни и отойдет от политики разговора с палестинцами на языке смерти – бомб, снарядов и пуль, откажется от своих концепций периодический уничтожений и интервенций в Газу, признает разные партии палестинского народа субъектами переговоров, например, ХАМАС».
«Думаю, может, и в Израиле придут к власти такие политики, которые поймут, что мир, открытые границы, взаимопроникновение, соглашения в Мадриде и Осло – это единственный путь для совместного проживания на Святой земле. Пусть будет два государства, хотя я сторонник одного государства, единого, демократического. Я разговаривал с палестинцами, членами ХАМАС, которые говорили, что согласны даже на название Израиль, проблем нет, просто там должны быть равные права для всех. Три миллиона палестинцев изгнаны со своих земель. Многие из них, может, и не захотят вернуться, они уже живут в Сирии, Иордании. Но продекларировать право людей на возвращение на родную землю или компенсация – это обязанность любого демократического государства. Вот крымские татары, проблемами которых я занимаюсь. В их домах уже многие десятилетия живут люди. Я разговаривал с ними, и все они говорят: мы не хотим войны, не хотим осложнений с этими людьми, мы хотим, чтобы нам дали участки земли, социальные, культурные блага и мы опять сделаем прекрасный благословенный Крым. Палестинцы относятся точно так же к Палестине, многие из них, если им дадут такие права, не захотят новой войны. Они просто хотят равных прав во всем – демократических, экономических, социальных религиозных прав и т.д.», – отметил М. Шевченко.