В Азербайджане на высшем уровне признали поражение в информационном противостоянии. Интервью с А. Элибеговой
Представляем интервью Panorama.am с экспертом по геополитике Южного Кавказа Анжелой Элибеговой касательно последних развитий в армяно-азербайджанском информационном противостоянии и др. актуальных вопросов.
– Недавно в Азербайджане глава Администрации президента выступил с критикой СМИ, которые не справились с освещением ситуации в ходе обострения на линии соприкосновения в начале августа. Как Вы оцениваете это выступление Рамиза Мехтиева?
– Выступление Мехтиева, безусловно, свидетельствовало о признании своего поражения в информационном противостоянии в ходе августовских событий. То, что азербайджанская пресса и пресс-служба Минобороны сработали из рук вот плохо, в отличие от армянской стороны, в принципе, было видно и невооруженным глазом. Но отрадно, что это в Азербайджане признали на самом высоком уровне. Азербайджанские оппозиционные СМИ пишут, что после разноса «сверху», из архивов прессы поспешно удаляют неудобные материалы, однако это в принципе бессмысленная затея, поскольку армянская сторона всегда сохраняет и скриншоты и архивы. Более того, бессмысленно требовать от азербайджанских журналистов профессионального подхода к теме, когда их годами приучают распространять дезинформацию и работать нечистоплотно. Тут официальная пропаганда угодила в свою же ловушку. Резюмируя информационный фон вокруг событий начала августа, можно сказать, что это была своеобразная проверка на прочность для обеих сторон на деле, а не на словах, и столь нервная реакция официального Баку говорит красноречивее любых экспертных оценок.
– В сети появились видео с конференции НАТО, где президент Азербайджана Ильхам Алиев выглядит сконфуженно и вопреки мнению о значимости Азербайджана на международных платформах, видно, что он смущен невниманием к своей персоне. С чем это связано?
– Необходимо понимать, что власти Азербайджана сегодня вынуждены подпитывать мифы в обществе о важной роли страны на международной арене. О значимости Азербайджана для мира говорится на официальном уровне при каждом удобном случае. Безусловно, в реальности это не так и чем четче в Азербайджане осознают, что их страну на карте покажет один из тысячи иностранцев в лучшем случае, тем громче звучит пропаганда. Страна, которая находится по оценкам экспертов лишь на 22-м месте по добыче энергоресурсов и госбюджет которой на 70-80% формируется за счет доходов от их продажи, в принципе не может диктовать миру свои условия. Она лишь может приспосабливаться к сиюминутной конъюнктуре, представляя своей общественности это в качестве великих внешнеполитических побед. К примеру, Транс-Адриатический трубопровод, который пафосно называют «проектом 21 века», в состоянии обеспечить всего 2% газа, в котором нуждается Европа, и то проходит по Турции, Греции, Албании и замыкается на Италии, не поднимаясь дальше на север. Плюс ко всему из проекта уже уходят по очереди западные инвесторы. С такими козырями в рукаве Европе свою позицию особо не навяжешь.
Представьте, если Запад откажется от азербайджанского газа в долгосрочной перспективе, в случае снятия международных санкций с Ирана. Это станет крахом для азербайджанской экономики, прочно сидящей на нефтяной игле, и оставит всю страну на милость Турции и России. Впрочем, по оценкам специалистов отказ Азербайджана от более перспективного проекта Nabucco также связан с давлением Кремля. Опять же, Азербайджан ничего не может противопоставить соседнему Ирану, который уже начинает разработку спорных месторождений на Каспии. И даже, несмотря на весьма напряженные отношения с Западом, предоставляет свою территорию для переброски сил НАТО из Афганистана. То есть, даже навскидку можно перечислить целый ряд факторов, демонстрирующих зависимость Азербайджана от внешнеполитических факторов и это несложно сделать даже среднестатистическому жителю страны, при желании.
– И, тем не менее, риторика Ильхама Алиева продолжает пестрить угрозами и ультиматумами...
– То, что милитаристская риторика Алиева все еще работает в азербайджанском обществе – это скорее свидетельствует о невысоком уровне развития гражданской культуры и самосознания, поскольку практически не подвергается критическому анализу ситуация в стране. Причины конечно понятны, сегодня никому не хочется идти по стопам Рауфа Миркадырова, Лейлы Юнус и других арестованных правозащитников и сидеть в тюрьме с ярлыком «армянский шпион». Примечательно, что многие молодые участники миротворческих инициатив рассказывают, что в реальности приезжающие из Армении их сверстники совершенно не похожи на умирающих от голода озлобленных дикарей, коими их представляет официальная пропаганда. Но и общаться в социальных сетях с армянскими сверстниками побаивались из-за контроля спецслужб. Подобную неблагонадежность, впрочем, пресечь там смогли, запретив какие-либо контакты с армянами на уровне гражданского общества. Не лучший способ заявить о своей приверженности урегулированию карабахского конфликта, вы не находите?
– Не приведет ли такое усиление репрессий к социальному бунту?
– Я пока не вижу серьезных предпосылок к дестабилизации ситуации в Азербайджане. Страна готовится к Европейским спортивным играм, которые проводятся впервые и при выборе страны, кстати, кроме Азербайджана претендентов не было. Поэтому велика вероятность, что проводятся они в первый и последний раз, но азербайджанская общественность любит яркие зрелища. Достаточно вспомнить, что песенный конкурс «Евровидение» представлялся там важнейшим культурным мероприятием века, которое, кстати, заметно подпортили правозащитники, которых сейчас заблаговременно посадили в СИЗО, подальше от глаз западной прессы. Было весьма комично видеть, как элита страны просит приезжающих с официальным визитом коллег голосовать за Азербайджан на конкурсе «Евровидение». Но, кажется, в Азербайджане к этому отнеслись весьма спокойно. Если смотреть в долгосрочной перспективе, безусловно, нетерпимость правящего режима к инакомыслию с каждым годом проявляется все сильнее, закручивание гаек идет все интенсивнее, а надежда на конструктивные сдвиги в гражданском обществе все туманнее. И бунты в Азербайджане на примере губинского или исмаиллинского вспыхивают неожиданно, но и гасятся весьма быстро и эффективно, поэтому говорить о масштабной «арабской весне» пока не приходится. Однако тем страшнее ситуация будет разворачиваться через несколько лет, когда опустеет казна в условиях проедания нефтяного фонда и стабильного падения нефтедобычи. В Армении и НКР очень внимательно следят за событиями, разворачивающимися в соседнем государстве, поскольку желания прибегнуть к военной авантюре для отвлечения внимания своего электората от внутренних проблем еще никто не отменял.