«Вы, что сейчас нас убивать будете? Можем и убивать». Как проходил захват и обыск редакции «Вестей» перед выборами в Украине…
Утром 11 сентября сотрудники Службы безопасности Украины (СБУ) вновь захватили редакцию газеты «Вести». Об этом сообщала «Комсомольская правда в Украине», отмечая, что «после майского аналогичного захвата редакция переехала на новое место – в бизнес-центр на ул. Жилянской, но новое расположение газету не спасло». Отмечалось, что в газете связывают очередной захват и новые проверки редакции с приближающимися выборами. А главный редактор издания Игорь Гужва заявил, что новые обыски связаны со скандальной публикацией «Вестей» о квартире дочери главы СБУ Валентина Наливайченко в Нью-Йорке.
Сегодня сайт «vesti.ua» опубликовал статью с красноречивым заголовком «Вы, что сейчас нас убивать будете? Можем и убивать». В аннотации к материалу отмечается: «Второй раз силовики провели обыск в редакции газеты „Вести” и журнала „Репортер”. И опять их приход совпал с предвыборной кампанией».
Аналитический материал украинского издания приводим ниже без сокращений и изменений.
В четверг редакцию газеты «Вести» и журнала «Репортер» вновь обыскивали. На этот раз ворвавшиеся в офис люди в масках и с оружием представились сотрудниками СБУ. Силовики начали обыск в офисе, не назвав причины и дела, в связи с которым проводятся такие действия. Позже выяснилось, что правоохранителям не понравились статьи в журнале «Репортер», и они приписывают изданию «посягательство на территориальную целостность». Это второй случай, когда правоохранительные органы во время избирательной кампании блокируют выпуск газеты. В прошлый раз, 22 мая, налоговая милиция блокировала редакцию накануне выборов президента Украины. Тогда у силовиков были претензии к финансам.
Люди в масках
Вчера большая часть журналистов и редакторов так и не смогли попасть на свои рабочие места – двери редакции оказались закрыты. «Офис закрыт», - такую бумажку прилепил на стекло СБУшник в маске. Выручить удалось только редакционного кролика, на этот раз силовики не стали держать его в заложниках, а гуманно выставили за дверь вместе с клеткой.
Внутри остались около тридцати сотрудников. «Всем выйти в коридор! Сдать телефоны! Никуда не звонить» - кричали ворвавшиеся люди перепуганным сотрудникам. «Вы, что сейчас нас убивать будете?» - наполовину в шутку, наполовину всерьез спросила одна из сотрудниц редакции. «Можем и убивать, но пока не будем», - ответил мужчина в черном. Силовики отключили серверы, компьютеры, телефоны и даже кондиционеры, а поскольку окна на 6 этаже бизнес-центра не открываются, то люди до конца рабочего дня томились в жуткой духоте. «Я чуть сознание не потеряла. Еще с ребенком надо было к врачу идти, они не давали позвонить», - рассказывает одна из заложниц. Другие сотрудники говорят, что «гости» вели себя более чем расковано и не скрывали, что их цель — заблокировать выход издания. «Ну что, готовься вязать или что там умеешь? Где работу искать будешь? Газета ваша уже все, тю-тю», - дерзил один из людей в черном. Когда же журналисты с другой стороны двери начали стучать, требуя выпустить людей, из-за двери послышались маты и угрозы: «Куда стучишь, с..а, сейчас тебе по голове настучу».
Силовики перерыли все кабинеты. Изъяли компьютеры, сервера, карточки из фотоаппаратов, и даже записные книжки журналистов. Еще им зачем-то понадобились трудовые договора сотрудников редакции. Потом они заявили, что проголодались и заказали себе пиццу, милостиво разрешив сделать то же самое и своим заложникам.
Чуть позже в редакцию пытались попасть и народные депутаты Елена Бондаренко и Николай Левченко. Почуяв неладное, силовики бросились строить баррикады из емкостей с питьевой водой и мебели. Депутаты вызвали наряд милиции. После непродолжительного разговора со следователем СБУ через двери, милиционерам поступил звонок, и стражи правопорядка ретировались, даже не составив протокола. На место приехал один из заместителей главы СБУ Валентина Наливайченко, который завел депутатов внутрь и ознакомил с постановлением суда об обыске.
Наших сотрудников выпустили около семи часов вечера. Силовики сгрузили технику в мусорные пакеты и унесли ее. Забрали все компьютеры и сервера. Общий ущерб изданию нанесен по подсчетам наших специалистов на сумму в 3 млн. грн. Наши юристы зафиксировали десятки нарушений законодательства во время обыска, многие из которых тянут и на уголовную ответственность для сотрудников СбУ, которые проводили обыск (в частности, препятствование журналистской деятельности).
В итоге – пятничный номер редакция «Вестей» сделала в буквальном смысле слова на коленях.
Цель – заблокировать выход «Вестей»
К концу дня картина событий вокруг «Вестей» прояснилась достаточно понятно. Чиновники, политики из правящего лагеря и представители олигархических кланов уже давно выражали свое недовольство независимой позицией нашего издания, для которого нет запретных тем, которое поднимают неудобные для власти вопросы коррупции, хода военной операции н востоке, соблюдения прав человека, провалов в социальной политике.
Поэтому задача у них простая – заблокировать выход нашего издания. В мае они пытались это сделать при помощи налоговиков, но дело к настоящему времени близко к развалу. Не получилось. Летом они пытались нас запугать, наняв отморозков, которые терроризировали и громили нашу редакцию. Не напугали. Не получилось.
Теперь в дело вступило СБУ. Как следует из постановления суда по санкции на обыск, основанием для действий спецслужб стала статья 110 (посягательство на территориальную целостность).
Посягательство это СБУ увидела в нескольких публикациях, которые выходили в журнале «Репортер» (две в апреле, одна в июле). Речь идет о статьях «Махновское состояние», «Славянско-пролетарская республика» и «Хунта! Предали! Долой!».
Естественно, никаких посягательств на территориальную целостность Украины там наши авторы не допускали. Это были обычные репортажи «по ту линию фронта» - из Славянска, когда там заправляли Пономарев и Стрелков-Гиркин, из захваченных обладминистраций. Там, безусловно, была прямая речь сепаратистов, также как она была (и есть) во всех украинских СМИ, которые делали материалы с территории непризнанных республик ДНР/ЛНР.
Поэтому при желании под эту статью можно подвести любую газету, радио или телеканал. То есть это только предлог, чтобы организовать расправу конкретно с нашим изданием и заблокировать его деятельность, полностью зачистить информационное пространство перед выборами от любых СМИ, которые не боятся высказывать несогласованную с властями точку зрения.
И еще важный момент. Наше издание никогда не отказывалось от сотрудничества с правоохранительными органами. Если у них есть вопросы, то пусть задают в установленных законом рамках. Но если на целый деньки блокируется работа редакции, блокируется сайт, устраивается погром на типографии, которая нас печатает, то напрашивает вывод – речь идет не о расследовании уголовного дела, а о попытке парализовать нашу деятельность. При этом поражает агрессивность действий спецслужб. Когда в типографии сотрудник СБУ бьет женщину, это указывает на то, что право на беспредел получено на самом верху.
Но, скажем сразу: заставить нас молчать не получится. Несмотря ни на что, мы продолжим выпускать и газету, и сайт, и радио и телеканал. Сила в правде. А потому мы победим.
В типографии двери били кувалдами
Беспредел, который сотрудники СБУ устроили в редакции газеты «Вести» конечно поражает. Но он не идет ни в какой сравнение с тем, что вчера происходило в типографии «Мега-Полиграф», которая «провинилась» только в том, что печатает газету «Вести». Тут сотрудники СБУ напали на сотрудницу, стреляли, а после визита пропала крупная сумма денег и рации для военных на АТО.
Около 10 часов утра в офис типографии «Мега-Полиграф» ворвалось несколько десятков сотрудников СБУ. Многие в балаклавах, но документов они не предъявили. Кувалдами они разбили стеклянные двери. «Они ворвались с топотом, как стадо слонов, напугав сотрудников. Почему-то кувалдами начали разбивать двери. Первой на пути им встретились женщины-сотрудницы. Одну из них, молодую девушку, силовик схватил за волосы и швырнул об стенку. Этот боец где-то растворился, мне очень хотелось его найти и спросить, чем ему девушка помешала», - рассказывает с возмущением совладелец типографии Олег Свирко.
«Что они ищут – непонятно. Досматривают даже личные вещи сотрудников», - сказал нам директор Алексей Козин.
Маски-шоу продолжались до поздней ночи. Сам офис типографии, по словам сотрудников, теперь похож на помещение, расстрелянное Градами. Вывернуты шкафы, разбросаны документы. Причем типография серьезно помогает нашим бойцам в зоне АТО, тут есть склад товаров, которые собирались отправить воюющим ребятам. Проверяющие добрались и до них. «Пропали деньги: 74 тысяч гривен и 2 тысячи долларов. Люди собрали их для армии. Мы подняли шум. Пришли бойцы, раненые ребята из батальонов, стали выяснять. Проверяющие начали их теснить и открыли стрельбу поверх голов бойцов. Еле разняли. Часа через три неожиданно деньги нашлись. А вот рации для бойцов АТО так и пропали. Что еще исчезло, будем выяснять, когда они уйдут, сейчас тут полный бардак, все перевернуто», - говорит Свирко.
Вчера типографии все-таки разрешили работать. После разговора руководства типографии с силовиками сотрудники начали печать. «Я им популярно объяснил – пока у меня не будет постановления суда о запрете печати какого-то издания, они мне этого запретить не могут. Хоть и нехотя, но они согласились», - говорит директор.
Обратятся в прокуратуру
В типографии кроме нашей газеты, печатается еще как минимум 20 изданий, среди них и «Голос Украины». Адвокат типографии Алексей Хмельницкий рассказал, что только через полтора часа после начала обыска сотрудники СБУ показали ему постановление Печерского суда на обыск. «По закону, это разрешение они должны были показать сразу. Там написано, что это связано с публикацией в журнале «Репортер» некоторых материалов», - сказал нам Хмельницкий (при том, что «Репортер», данная типография не печатает – только газету «Вести», что еще раз показывает, что вся эта история с уголовным делом по поводу публикаций в журнале лишь предлог для наезда на газету).
По словам адвоката, из здания типографии вывезли две машины с имуществом предприятия. «Что в них – мы даже не знаем. Они не предоставили нам опись конфискованного имущества», - говорит адвокат. Он добавил, что типография будет обращаться в Генпрокуратуру в связи с незаконным обыском. Сотрудники «Мега-Полиграф» добавили, что из-за блокирования их работы представителями СБУ будет сорван выпуск как минимум 14 изданий.
О роли квартиры дочери Наливайченко
Накануне прихода СБУ в редакцию в «Вестях» вышла статья о том, что дочь главы СБУ Валентина Наливайченко, Ольга, значится жильцом квартиры в престижном районе Нью-Йорка, на Пятой авеню. В «желтых страницах» Нью-Йорка можно отыскать адрес проживания и телефон Ольги Наливайченко. Стоимость аренды квартиры с одной спальней здесь стартует от $4200/месс. Возможно, выход статьи о дочери главы СБУ и приход проверяющих в редакцию – простое совпадение? Возможно. А возможно и нет. Как следует из ответа СБУ на наш запрос, спецслужба «подхватила» уголовные дела, которые уже вело министерство доходов и сборов по «Вестям» еще с апреля этого года. Причем передача дела в Службу произошла именно 9 сентября – в день выхода публикации. И уже 11 сентября у нас случились маски-шоу. Удивительная оперативность!
Материал по теме: