В Азербайджане вспыхнул конфликт между А. Пашазаде и главой Госкомитета по работе с религиозными организациями
Изменения, внесенные правительством Азербайджана в правила проведения траурных церемоний, вызвали серьезное недовольство председателя «Управления мусульман Кавказа» шейх-уль-ислама Аллахшукюра Пашазаде. Об этом, как передает азербайджанский новостной портал «Минвал.аз», пишет газета «Ени Мусават».
Согласно поступившей в редакцию издания информации, узнав о вмешательстве в сферу его деятельности, «шейх пришел ярость». Поэтому молчание главного священнослужителя Азербайджана в связи с ограниченями эхсана (траурных церемоний), объясняется как выражение им своего недовольства.
Как отмечается в статье, запрещение эхсана, а точнее инициатива по реформированию этой сферы принадлежит государственному советнику по межнациональным, религиозным отношениям и вопросам мультикультурализма Камалу Абдулле. Именно он выступил с предложением проводить траурные церемонии скромно, без расточительства, а также запретить установку дорогих надгробий.
В материале напоминается, что по новым правилам в Азербайджане запрещается накрывать во время траурной церемонии эхсанные столы. Так, местным исполнительным структурам, муниципальным органам и органам полиции было поручено, чтобы во время траурных церемоний предлагались только чай, хурма и халва. В некоторых районах и городах главы исполнительных властей ввели штрафы за нарушение запрета.
«УМК, сперва приветствовало это решение. В Управлении сообщили, что УМК еще три года назад обратился к общественности и рекомендовал проводить траурные церемонии скромно, без расточительства. Но, в то же время, УМК заявило, что это не принуждение, что желательно, чтобы люди отказались от этого добровольно, по собственной воле», – говорится в статье.
Однако, как отмечается в материале, Государственный комитет по работе с религиозными организациями (ГКРРО) выступил как сторонник принудительного запрета в этом вопросе. Так, после того как СМИ сообщили о запрете, председатель ГКРРО Мубариз Гурбанлы заявил, что траурные церемонии в Азербайджане не должны быть расточительными и выходить за разумные пределы.
Согласно материалу, когда эти запреты были поддержаны обществом, УМК распространил очередное заявление, в котором выступил против принудительного запрета на эхсан. После этого, председатель ГКРРО М. Гурбанлы в очередном заявлении продемонстрировал несколько более мягкую позицию, отметив, что сказанное в связи траурными церемониями не запрет, а рекомендация.
По сообщению источника, именно запрет эхсана охладил отношения между УМК, а точнее, А. Пашазаде и госструктур Азербайджана.
«Вмешательство госструктур через голову шейха в сферу, за которую он отвечает, которую он контролирует, а точнее, в его “епархию” вызвало гнев председателя УМК. Именно поэтому шейх-уль-ислам не только не выразил открытой поддержки этому решению, но открыто выразил свое недовольство тем, что демонстративно продолжил раздачу эхсана в залах для траурных церемоний в здании УМК», – говорится в статье.
По словам источника, в связи с запретом эхсана А. Пашазаде побеседовал с председателем ГКРРО Мубаризом Гурбанлы и в жесткой форме выразил свое недовольство. Смягчение позиции председателя ГКРРО истолковывается как уклонение от конфликта с шейхом.
«Mубариз Гурбанлы, поднаторевший за время многолетней работы в структурах власти отлично знает, что прежним руководителям комитета дорого обошлись столкновения с шейхом и поэтому скорректировал свою позицию», – пишет автор, подчеркивая, что как правило, шейх-уль-ислам не прощает государственных чиновников, вторгшихся в его сферу. Опыт последних лет показывает, что конфликт с шейхом обходится дорого.
Материалы по теме:
В Азербайджане будут контролироваться даже поминальные церемонии
«Хаккин.аз»: А.Пашазаде и его УМК не имеют ни юридического, ни морального права выступать с абсурдными заявлениями о фетвах