Воздух, вода и горы, родившие «маленькое Евангелие». Петербургский художник Александр Некрасов о важности связи с Арменией
В Национальной галерее Армении состоялось открытие выставки Александра Некрасова «Дух дышит, где хочет». Экспозиция представляет собой около 30 живописных и 20 графических произведений петербургского художника на Библейскую тематику и представлена в Национальной галерее Армении впервые.
Своеобразное осмысление Нового Завета автор передал через библейские сюжеты «Распятие», «Троица», «Мария», «Тайная вечеря», «Воскрешение Лазаря», «Молящийся человек» и т.д. Евангельская живопись наполовину русского, наполовину латышского художника, по словам ценителей искусства, отличается простотой выразительных средств, сдержанностью цветовой гаммы и глубиной.
Художник в эксклюзивном интервью для Panorama.am рассказал, что связь с Арменией установилась еще в студенческие годы, когда он обучался у известного армянского художника Гераса Геокчакяна.
– Почему Вы решили провести выставку именно в Армении?
– Дело в том, что моя мать вышла замуж за армянина, 30 лет прожила в Армении и умерла на армянской земле. Она прожила блокаду одну в Ленинграде, а вторую, можно сказать, здесь. Я приезжал в Армению, когда здесь практически есть было нечего, дома отапливали, как могли, потому что тепла не было, жгли практически все подряд, даже паркет. Я приезжаю в Армению с 1979 года. Очень люблю вашу Землю, замечательный армянский народ. Для меня имеет большое значение армянская культура в плане становления как художника, так и христианина. Моя связь с Арменией образовалась, благодаря моему учителю Герасу Геокчакяну, творчество которого оказало на меня огромное влияние.
– Вы успели уже посетить храмы, монастыри и церкви Армении? Есть ли у Вас любимая церковь в Армении?
– Мне больше всего понравилось в Гегарде. Когда я забрался на склон и посетил пещеру, я открыл Гегард заново для себя. Когда я потом спустился в монастырь и зашел в храм, понял, что если бы я не был до этого в келье монаха, который находился рядом, ничего бы не понял. Есть вещи, которые, наверное, идут прямо из недр, от гор, воды, воздуха самого. Для меня очень важен контакт с Арменией.
– Будучи директором Музея современного искусства в Царском селе, Вы проводите мастер-классы, преподаете, также долгие годы работаете с людьми с ограниченными возможностями. Как Вам удается установить правильный контакт с ними, понять их внутренний мир, посредством чего это происходит?
– Знаете, только сначала было сложно, но уже 12 лет позади. Мы все с какими-то ограниченными возможностями. Вопрос в том, что у них они одни, они социального характера. Зачастую люди, которые не имеют ограничения в социальном, они ограничены в каких-то комплексах. Знаете, они гораздо чище иногда, искреннее, любить они умеют, а это самое главное, потому что ты научился любить, Господь тебе дал эту любовь, поскольку без Него любви нет. Если человек думает, что он любит, это ложь; мы эту страсть быстро проживаем, и она превращается в пепел. А если мы просим, нам дается настоящее, какое-то другое чувство… И только через раскаяние, через искреннее раскаяние мы можем быть ближе с Богом. Каждый должен сам для себя открыть Евангелие. Я для себя как мог, постигал тайну библейских заповедей. Мое творчество – «маленькое Евангелие», которым я делюсь с людьми.
Беседу провела Марианна Асланян