В Армении оппозиционное поле изобилует рвущимися «спасти нацию» стратегами, не знающими тактики. Анализирует А. Минасян
Политический обозреватель Армен Минасян в интервью Panorama.am проанализировал последние внутриполитические развития в Армении и деятельность «тройки» непровластных сил – партий «Процветающая Армения» (ППА), «Армянский национальный конгресс» (АНК) и «Наследие».
Отметим, что формат «тройки» возник после того, как существовавшую ранее «четверку» покинула оппозиционная АРФ Дашнакцутюн (АРФД) из-за несостыковки с партнерами по ряду ключевых вопросов, в частности, вокруг необходимости проведения в стране конституционных реформ и перехода к парламентской модели государственного управления. Напомним также, что 10 октября состоялся общереспубликанский митинг на Площади Свободы в Ереване, в котором принимали участие лидеры ППА, АНК и «Наследие» – Гагик Царукян, Левон Тер-Петросян и Раффи Ованнисян.
В комментарии аналитик А. Минасян отметил:
«Непровластная тройка-четверка обещает провести мощный митинг 24 октября и продолжить дело спасения „стоящего на краю пропасти” народа и нашего „гибнущего” государства.
19 октября в Армении состоялись очередные выборы в органы местного самоуправления. В 13 общинах в основном представители сельской местности выбирали глав муниципалитетов. Выбор был невелик. В общей сложности ровно половина из 24 кандидатов – 12 человек – представляли правящую Республиканскую партию Армении (РПА), 9 кандидатов были беспартийными и по одному кандидату выдвинули ППА, партия „Оринац еркир” (ОЕ) и АРФД.
Как видите, „великолепная четверка”, представители которой в публичных выступлениях не отрицают, что единственный законный путь прихода к власти – это выборы, в муниципальных выборах участвовать не пожелала.
Некоторые могут подумать, что „великолепная четверка”, воодушевленная „триумфом” 10 октября, просто пошла на политический бойкот и отказалась участвовать в выборах 19 октября. Однако это не совсем так. Только за текущий год муниципальные выборы проводились 9 марта, 8 июня, 3 и 17 августа: были избраны главы 82 общин. В числе 125 кандидатов на этих выборах 80 представляли РПА, 31 были беспартийными, четырех выдвинула АРФД и одного – ОЕ. От участвующей в формате «тройки» ППА кандидатуры выдвинули 9 человек.
Причем, в 64 из 95 общин победу одержали представители РПА, в 7 общинах – кандидаты от ППА, в четырех общинах победили кандидаты от АРФД и в одной – представитель ОЕ. В 19 общинах руководителями были избраны беспартийные кандидаты.
Если подробно проанализировать картину выборов, то можно будет отметить одну примечательную деталь. Например, отсутствие конкуренции на выборах в органы местного самоуправления (многие как провластные, так и непровластные кандидаты были избраны руководителями общин без конкуренции на выборах или в условиях формального соперничества) или наличие острой борьбы. Причем, есть общины где острая борьба развернулась между несколькими представителями РПА.
Это свидетельствует о том, что муниципальные выборы постепенно становятся активными в плане участия, вовлекаются местные жители, в то время как в Ереване борющиеся за власть силы всерьез игнорируют общинную жизнь и воюют исключительно ради „спасения нации”. Они либо не понимают, либо не воспринимают всерьез одной простой истины – спасти народ можно только на „месте”, в ходе непосредственной работы с населением, как это делается во всех развитых обществах и странах.
Рассказывают, что в разгар карабахской войны, зимой 1992 года, когда находящийся в блокаде Степанакерт подвергался круглосуточному артобстрелу из Шуши, Ходжалу и Агдама, и когда было решено любой ценой освободить Шуши, в столицу Нагорно-Карабахской Республики из Еревана прибыл один высокопоставленный военный. Здесь у опытного военного и спрашивают: „Ну, что можно сделать?” Он в ответ: „Надо брать Шуши”. Ему говорят, мол, это-то понятно, но как взять. За этим последовал исчерпывающий ответ генерала: „Это вопрос тактики, а я стратег”.
Получилось так, что наше политическое поле, в особенности оппозиционный сегмент, изобилует исключительно стратегами, а тактические задачи игнорируются. Между тем, результат стратегии зависит от решений тактических проблем.
Сумеют ли непровластные силы мобилизоваться и выйти на борьбу на уровне местного самоуправления, будут ли бороться также на общереспубликанских выборах за реальный результат? Если не сумеют, то будут вынуждены заниматься перманентной миссией „спасения нации”, а на самом деле тщетным и уже ставшим бесчестным делом разочарования народа».