«Голос Армении»: Суд над гражданми Азербайджана продолжится 28 октября
Газета «Голос Армении» в номере от 28 октября пишет: «В 10 утра в Степанакертском суде первой инстанции начался процесс по уголовному дела двух членов азербайджанской разведывательно-диверсионной группы – Дильгама Аскерова и Шахбаза Гулиева. Судебный процесс проходит под председательством судьи Анатолия Татевосяна, гособвинение поддерживает старший прокурор Генеральной прокуратуры НКР Карен Габриелян, оба подсудимых имеют адвокатов – их защищают Эрик Бегларян и Аркадий Исраелян.
Первое заседание, начавшееся без единой минуты опоздания, задало практически идеальный тон дальнейшему процессу, благодаря, главным образом, профессионализму судьи и соблюдению всех судебно-процессуальных требований. Подсудимым были подробно разъяснены их права, им обеспечен переводчик. Особо подчеркну, что оба азербайджанца отлично владеют русским языком, причем Гулиев, согласно его показаниям, несколько лет жил в России. Совершенно очевидно полное отсутствие даже намека на страх в поведении подсудимых, что четко доказывает нормальное обращение с ними в досудебный период. Более того, оба подсудимых частично отказались от показаний, данных в период предварительного следствия, из чего можно сделать вывод, что с ними профессионально работают и адвокаты. Наконец, и Аскеров, и Гулиев, очевидно, собираются защищаться и пытаться воздействовать на судебное разбирательство своими показаниями, поскольку убедились, что суд проходит по всем принятым в цивилизованном мире канонам судопроизводства.
В ходе первого заседания помимо общепринятых процедур было зачитано обвинительное заключение, из которого выяснилось, что обвиняемые не впервые пересекают границу Нагорно-Карабахской Республики – они это делали и в 2005-м, и дважды в 2007 году. Помимо незаконного пересечения охраняемой границы гражданам Азербайджана предъявлено обвинение в незаконном ношении огнестрельного оружия, похищении и убийстве С. Цаканяна, краже у него денег в размере 87000 драмов, а также краже бычка, военной одежды и документов. Оба частично признали вину, отказываясь от обвинений в убийстве и шпионаже. Отметим также, что вначале Аскеров заявил, что не имеет судимости, но затем признал, что в апреле нынешнего года он был задержан, осужден, но затем отпущен.
Затем начал давать показания Гулиев, который делал это абсолютно спокойно, охотно уточняя при необходимости детали. В его показаниях было заметно стремление уйти от ответственности за шпионаж и убийство и переложить все на плечи своего соплеменника Аскерова и застреленного при задержании третьего члена группы Гасана (которого он называл Адилем) Гасанова. Свое вторжение на территорию НКР Гулиев объяснил поисками золота, заявив, что, поскольку в первый раз он пересек границу спокойно, ему показалось, что и на сей раз проблем не будет и они никого не встретят.
После перерыва Гулиев продолжит свои показания. Отметим одну деталь: Шахбаз Гулиев продолжительное время жил в Сумгаите. Находился ли он в этом городе в феврале 1988-го и принимал ли участие в погромах, мы попытаемся ответить на эти вопросы в дальнейших публикациях.
Второе заседание суда полностью заняли показания Гулиева и его ответы на вопросы адвокатов, прокурора, представителей потерпевшей стороны, подельника (который отказался от вопросов) и судьи. Кроме того, судья зачитал его же показания, данные в ходе предварительного следствия, поскольку в них были явные противоречия с показаниями, данными в зале суда. Особое внимание было обращено на предыдущие "визиты" диверсантов в Карвачар, выявление связи членов группы со спецслужбами Азербайджана, а также на обстоятельства убийства Смбата Цаканяна, вина за которое, как известно, вменяется только Аскерову. Отметим, что Гулиев всячески выгораживал себя и отрицал собственную причастность к убийству и шпионажу.
Подсудимый подробно, начиная с 2004 года, рассказал о своем знакомстве с Аскеровым, об истории формирования группы, а также о подготовке к вторжению на территорию НКР. Он признался, что в 2005 году, после того как они в первый раз побывали в Нагорном Карабахе, их вызвали и подробно допросили в Министерстве обороны и Министерстве нацбезопасности, кроме того, они дали интервью бакинскому телеканалу ANS. Согласно предварительным показаниям, перед группой была поставлена задача, в том числе, сбора сведений о населении и жизни Арцаха, хотя в суде Гулиев отнекивался от этого, постоянно утверждая, что ему ничего неизвестно и что им самим каждый раз двигала жажда наживы. В апреле-мае 2014 года, судя по его показаниям, группу специально готовили для пересечения границы: вооружили, обеспечили профессиональной видеокамерой, снабдили продуктами питания, палаткой и прочим необходимым снаряжением. На вопрос о цели заброса Гулиев опять-таки ответил, что ничего не знает, а сам он, дескать, пришел в Карабах за 17 банками золота, которое когда-то где-то в тоннеле спрятала бабушка Гасанова.
Рассказывая об убийстве Смбата, азербайджанский диверсант поведал, что взяли они паренька спустя пару дней после пересечения границы. С какой целью – так и не удалось толком выяснить, несмотря на многочисленные вопросы. Самая вероятная версия, насколько можно судить, – юношу запугали, заставляя идти с ними и показывать дорогу в Карвачар. Вначале, по его словам, Аскеров заявил, что парня надо взять с собой в Баку, затем, через два дня, он же сказал, что Смбат больше с ними не пойдет. Гулиев всячески стремился доказать, что был против убийства мальчика и хорошо относился к нему, однако это не спасло Цаканяна. На вопрос, кто именно его убил, он точно не ответил, мотивируя тем, что не видел момент убийства. Однако на предварительном следствии Гулиев косвенно показал, что убийство совершил Дильгам Аскеров, который потом насмешливо спросил Гулиева, подошедшего к телу юноши: тебе что, мол, жалко его?
Суммируя, можно заключить, что подсудимый так и не дал внятного ответа на вопрос: с какой целью группа была заслана в НКР, ссылаясь на то, что ему об этом не говорили, он ничего не решал и его интересовало только "бабушкино золото". Вместе с тем Гулиев неоднократно подтвердил факты подготовки группы к забросу в НКР, тщательного вооружения членов группы, а также постоянных видеосъемок, производимых Аскеровым и Гасановым. Он заявил, что если сам пришел за золотом, то двое других членов группы пересекли границу с целью видеосъемок, чем постоянно и занимались. Дал он показания и о том, как они украли и закололи бычка, а также украли военную одежду и документы, при помощи которых, надо полагать, вышли на дорогу и напали на армянскую военную машину.
Отмечу, что особый драматизм происходящего заключается еще и в том, что Цаканяны – беженцы из легендарного армянского села Чардахлу, насильственно депортированные в 1987-88 гг. и являющиеся дальними родственниками маршала Баграмяна…
28 октября судебное заседание будет продолжено. Показания даст Дильгам Аскеров, обвиняемый в том числе в убийстве, а также, по словам последнего, неформальный вожак бандитов».