«Голос Армении»: Что происходит вокруг сбитого вертолета?
Газета «Голос Армении» в номере от 20 ноября пишет: «Ситуация вокруг сбитого 10 ноября карабахского вертолета продолжает оставаться запутанной и непонятной. В начале текущей недели свою лепту в это внес личный представитель действующего председателя ОБСЕ посол Анджей Каспшик.
Напомним, что на фоне постоянных сообщений о невозможности выяснить судьбу пилотов из-за продолжающегося обстрела со стороны Азербайджана Каспшик выступил с обещанием посетить место падения вертолета и именно там провести очередной мониторинг. Во всяком случае, об этом было сообщено после его встречи с президентом Арцаха Бако Саакяном.
В понедельник и вторник одно за другим появлялись противоречивые сообщения. Вначале СМИ опубликовали новость о том, что «18 ноября в соответствии с ранее достигнутой договоренностью с властями НКР миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана в аскеранском направлении», и что «мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком. Нарушений режима прекращения огня не зафиксировано». Столь будничная, спокойная информация в данных условиях выглядела не иначе как издевательство. Видимо, почувствовав это, офис Анджея Каспшика вечером выдал новость о том, что посол все-таки посетил место падения вертолета. Об этом РИА Новости сообщила сотрудница пресс-службы офиса личного представителя ОБСЕ Мерсиха Каузевич-Подзич, добавив, что «проблем с безопасностью не было, и гарантии безопасности были предоставлены по обычной процедуре». Каких-либо подробностей не приводилось, что также вызвало недоумение: при всей конфиденциальности Каспшик должен был сказать хоть пару слов о том, что он увидел на месте трагедии, в частности, о судьбе экипажа.
Однако очень скоро г-н посол опроверг слова собственного сотрудника, заявив, что «официальный Баку не предоставил миссии ОБСЕ гарантии безопасности для проведения обследования места падения вертолета ВВС НКР». В интервью Общественному телевидению Арцаха Каспшик сказал следующее: «Мы пытались провести мониторинг ОБСЕ на линии соприкосновения на месте крушения сбитого вертолета, однако Баку не дал никаких гарантий для обеспечения безопасности делегации ОБСЕ на этой территории. Любой мониторинг заранее планируется, подаются заявки, чтобы заранее были проведены подготовительные работы. Для проведения мониторинга заявка была подана до инцидента с вертолетом. Естественно, после трагедии я пожелал провести мониторинг на месте крушения вертолета, но мой коллега в Азербайджане ответил, что ситуация на этой территории напряженная, невозможно дать гарантию безопасности, что для нашей работы необходимо». Поэтому, по словам дипломата, было принято решение провести мониторинг согласно плану. Каспшик также заявил, что переговоры о вертолете продолжаются. «Я понимаю озабоченность. Делаю что могу и что возможно, чтобы как можно скорее был доступ к вертолету», - заметил посол, добавив, что вопрос будет обсужден на этой неделе в Баку.
Отрадно, конечно, что посол делает «все что может», однако это не внушает особого оптимизма. По той простой причине, что Каспшик, судя по интервью Мерсихи Каузевич-Подзич, за 17 лет пребывания на этой ответственной должности не смог наладить координированную работу даже в собственном офисе. В противном случае ему не пришлось бы опровергать своего сотрудника, который оказался не в курсе того, где шеф провел мониторинг, хотя важность вопроса очевидна всем.
Между тем во всем блеске проявляют себя официальные лица Азербайджана, противоречий в заявлениях которых также хватает с избытком. Отличился, в частности, руководитель рабочей группы Госкомиссии по делам военнопленных, заложников и пропавших без вести Фирудин Садыгов. Вначале сей муаллим цинично заявил, что, дескать, «если Азербайджан посчитает нужным, то позволит забрать тела армянских пилотов сбитого вертолета». Затем выдал новость о том, что вертолет сбит на территории Азербайджана, хотя ранее в Баку утверждали, что это произошло в нейтральной зоне. Под конец Садыгов и вовсе запутался, заявив следующее: «Тела остались там, и ни одной стороне взять их не представилось возможным».
Одновременно руководитель комиссии вспомнил о бежавшей в Азербайджан семье уголовника Е.Геворкяна, отметив, что, дескать, ни одно государство не желает принять их. Затем он коснулся продолжающегося в Степанакерте суда над азербайджанскими диверсантами, повторив при этом все клише азерпропа. Блеснув интеллектом, Садыгов заявил, что «называть их шпионами неправильно, поскольку шпионом называют человека, предавшего свою родину». И добавил, что «азербайджанских заложников заставляют раскапывать азербайджанские могилы».
Вскоре после этого депутат милли меджлиса Эльман Мамедов публично предложил обменять тела погибших армянских пилотов на Гулиева и Аскерова. Остается сделать вывод, что в Баку всерьез рассчитывают на то, что армянская сторона согласится на обмен диверсантов на тела летчиков и семью перебежчика. Эта тема заслуживает отдельного разговора, пока отметим лишь, что, во-первых, Ереван никогда не выказывал заинтересованности в возвращении рецидивиста Геворкяна, уже не говоря о том, что в соответствии с нормами международного права Азербайджан не может вернуть людей, попросивших политубежища. Что же касается диверсантов, то напомним неоднократные заявления властей Арцаха о том, что речь идет о людях, обвиняемых в совершении серьезных преступлений против НКР, в том числе убийствах, в отношении которых в настоящее время идет суд. И в ходе процесса, проводящегося по всем канонам международного судопроизводства, выявляются новые подробности и доказательства совершенных диверсантами преступлений. Неоднократно подчеркивалось также, что о возвращении Гулиева и Аскерова не может быть и речи.
Отличился в оригинальности и глава азербайджанской делегации в ПАСЕ Самед Сеидов, версия которого и вовсе отдавала сенсационностью: выяснилось, что выполняющий учебно-тренировочный полет вертолет «атаковал мирное население Азербайджана».
В этой ситуации армянская сторона продолжает предпринимать шаги для выяснения судьбы экипажа вертолета. 19 ноября министр обороны Сейран Оганян обсудил вопрос с послом США Джоном Хефферном. «В ходе встречи Оганян и Хефферн обсудили возможные шаги по координации международных усилий с целью выяснения судьбы экипажа вертолета и возвращения тел», - сообщили в пресс-службе МО. Госкомиссия НКР по вопросам военнопленных, заложников и без вести пропавших обратилась в делегацию Международного Комитета Красного Креста в Нагорном Карабахе с запросом о посредничестве в проведении мероприятий, связанных с поиском и выносом останков тел членов экипажа вертолета.
Комментируя ситуацию, заместитель министра ИД Армении Шаварш Кочарян заявил, что «в лице Азербайджана мы имеем дело с террористическим государством», добавив, что «символом Азербайджана является Рамиль Сафаров». Примечательно, что в азербайджанской прессе в последнее время начали появляться статьи за подписью ставшего национальным героем Азербайджана будапештского маньяка, в которых дешевая бравада ночного убийцы спящего человека сопровождается угрозами уничтожить мирное население Арцаха.
Нам же остается заключить, что топор, действительно давно ставший символом Азербайджана, неизбежно приводит к топорности во всем - в мышлении, пропаганде, политике...»