Эксперт: Резервы Нефтяного фонда Азербайджана будут «съедены» в течение 2 лет, а потом страну ждут трудные времена
Азербайджанцы останутся в России, переедут в Беларусь, в Казахстан, но не вернутся обратно. Они попытаются переждать трудные времена, постараются найти другую работу, переквалифицироваться в другие отрасли, потому что прекрасно понимают, что с работой в Азербайджане им будет гораздо сложнее, чем в России. Об этом в интервью азербайджанскому сайту «Минвал.аз» заявил эксперт-экономист Натиг Джафарли.
«Но основная проблема заключена в другом. По мере того, как в России будут усилены экономические проблемы, доходы населения будут падать, часть заработанных средств, которые азербайджанцы переводили своим родственникам в Азербайджан, существенно сократится. А это представляет потенциальную опасность для регионов страны, где возрастет социальная напряженность», – подчеркнул экономист.
Он также отметил, что главный финансовый документ страны – бюджет – был принят очень быстро. «Мы не увидели дебатов на телевидении, острых дискуссий в парламенте. Все прошло, как обычно, спокойно и формально. К сожалению, каждый год мы наблюдаем именно такой подход к принятию бюджета. Бюджет страны обозначает вектор его развития в ближайшие год- два, но в Азербайджане пока не установилась подобная практика», – заявил он.
По его словам, в Азербайджане отсутствует программно-целевой подход в бюджетном планировании. «Мы часто слышим о том, как у нас выделяются миллиарды манатов на какие-то проекты, но нам не говорят о том, к каким качественным изменениям приведут выделенные средства, какие вообще государство ставит цели, когда принимает подобные решения», – подчеркнул Джафарли.
Говоря о формировании бюджета с учетом цены на нефть в размере 90 долларов за баррель, эксперт сказал, что руководство страны надеется на запасы Нефтяного фонда. Он отметил, что по логике властей, если цена на нефть не станет падать и дальше в следующем году, то проблем с бюджетом не возникнет.
По словам Джафарли, скорее всего, так и случится благодаря резервам Нефтяного фонда или трансфертам из нефтяного фонда, которые возрастают. «53% всего бюджета страны – прямые трансферты из Нефтяного фонда, а прямая зависимость бюджета от нефтяных денег составляет 66%. Но есть еще и косвенная зависимость бюджета от нефтедолларов – это те предприятия, организации, которые обслуживают нефтяной сектор и их прибыль также формируется за счет доходов от нефти. И если учитывать эти сектора, то более 75% нашего бюджета зависит от нефтяных доходов», – отметил экономист.
По его словам, при сложившейся ситуации руководство страны должно было очень серьезно подойти к прогнозу по оценке цен на нефть, но правительство решило не нарушать сложившиеся «традиции» формирования бюджета. «По сути дела, министр финансов Шарифов прав, когда говорит, что бюджет будет выполнен в любом случае. Но проблемы возникнут в доходах Нефтяного фонда. А в целом большие проблемы начнутся с 2016 года, когда цена на нефть останется на текущем уровне. Накопления в Нефтяной фонд будут на низком уровне. Спокойную реакцию властей Азербайджана можно объяснить лишь наличием резервов, которые в свою очередь не вечные, они иссекаемые. Резервы будут „съедены” в течение 2 лет, а потом нас ждут трудные времена. Если бы правительство желало избежать их, то сегодня оно предприняла бы иные шаги», – говорит эксперт.
Кроме того, эксперт коснулся влияния на Азербайджан санкций в отношении России. По его мнению, мощь сельского хозяйства страны недостаточна для того, чтобы обеспечивать параллельно с внутренним и российский рынок. Экономист отметил, что говорить об увеличении экспорта сельскохозяйственной продукции в Россию очень преждевременно, потому что нарастить объемы в течение нескольких месяцев просто невозможно.
Материалы по теме:
Азербайджанские парламентарии раскритиковали проект госбюджета на 2015 год