Азербайджан – «экспортёр» религиозного экстремизма из-за избыточного авторитаризма и дефицита гражданских институтов
Среди стран Южного Кавказа Азербайджан наиболее упоминаем в контексте угрожающего региону с Ближнего Востока религиозного экстремизма. В стране есть предпосылки для роста конфессиональной напряжённости по линии сунниты- шииты, что может стать благодатной почвой для радикалов на первых этапах их ползучего проникновения в регион. Из республики также идёт весьма интенсивный поток местных граждан, пополняющих ряды «экстремистского интернационала» в Сирии и Ираке. Об этом пишет сайт Научного Общества Кавказоведов в статье под заголовком «Стресс-тест» Азербайджана на иммунитет к религиозному экстремизму».
Как отмечено в статье, радикалы на нынешнем этапе создают для азербайджанских властей наибольшие проблемы, однако репрессивные меры могут дать краткосрочный эффект, решить проблемы с религиозным экстремизмом в долгосрочной перспективе они вряд ли способны.
По мнению автора, не последнюю роль в жёстком размежевании бакинской политической и деловой элиты с набиравшими в первой половине 1990-х силу идеями проникновения ислама во все общественные и государственные поры страны сыграл карабахский конфликт, а также сложные отношения с шиитской державой на юге.
Как отмечает автор, общенациональный лидер Азербайджана Гейдар Алиев стал именоваться таковым именно с тех пор, когда в республике была развёрнута активная кампания по нейтрализации очагов «воинственного ислама». Отношение политического режима Алиева к религии менялось параллельно и в связи с изменением его внешнеполитических ориентаций. Первое время доминировала ориентация на Россию и Иран. В этот период Алиев-старший активно использует исламскую символику и опирается на официальную шиитскую иерархию. Однако затем, разворот Азербайджана на Запад и, прежде всего, на США завершился практическим удалением ислама с политической арены страны.
Автор считает, что объяснять нынешний рост настроений радикального ислама в Азербайджане одними лишь внешними факторами влияния получается всё менее убедительно, так как в республике задана своя, внутренняя логика развития событий в вопросе попадания Азербайджана в «группу риска» заражения религиозным экстремизмом.
Как говорится в материале, с «арабской весной», началом гражданской войны в Сирии, из Азербайджана участился информационный поток, свидетельствующий об угрозе наиболее негативного для властей сценария развития ситуации в сфере конфессионального сожительства граждан республики. Одним из объяснений участия в боевых действиях в Сирии и Ираке на стороне «Исламского государства» и других радикальных группировок азербайджанские салафиты избрали как раз свои лишения в Азербайджане. «Годы авторитарного правления политической элиты привели к уничтожению гражданского сектора в республике как такового. А значит, создана благоприятная среда для появления в Азербайджане не только «альтернативных имамов», но и общественных течений, которые будут отличаться своей агрессивностью, выдвижением радикальных требований. Причём, вероятнее всего, именно на религиозной основе, ибо другого эффективного инструментария формирования в тотально подконтрольном властям социуме альтернативного коллективного мнения на поверку не существует», – пишет автор.
Согласно статье, Азербайджан также стал и своеобразным «экспортёром» религиозного экстремизма. Одновременно в местных СМИ официозом активно продвигается установка на представление Азербайджана пострадавшей стороной, вынужденной предпринимать у себя жёсткие меры подавления ростков религиозного экстремизма, однако последние факты красноречиво свидетельствуют о несколько ином положении дел. «Их достаточно, чтобы выйти из сетей информационной пропаганды азербайджанских властей, представляющих проблематику религиозного экстремизма у себя дома в однобоком свете»,- сказано в статье.
Автор утверждает, что Азербайджан превратился в перевалочный пункт распространения радикальных течений ислама между Кавказом и арабским миром. Проблема не просто серьёзна для страны, она может сдетонировать в республике, с избыточным авторитаризмом и дефицитом гражданских институтов, призванных «выпускать пар из котла», необратимые политические последствия. «Системные внутриполитические изменения на Апшеронский полуостров могут придти в виде условной «Исламской революции» со «знаком минус», по иракскому образцу секторального деления страны по линии разлома между суннитами-салафитами и шиитами», – заключает автор.
Материалы по теме:
В Баку подняты флаги ИГИЛ и Евросоюза: что ждет Азербайджан – «Евромайдан» или исламская революция?
Боевики ИГ после возвращения могут создать в Азербайджане «исламскую оппозицию»
Deutsche Welle: Боевики с Северного Кавказа попадают на войну в Сирию через Азербайджан и Турцию
В Сирии уничтожены еще два азербайджанских террориста из группировки «Исламское государство»