Погромы армян в Баку. Страшные свидетельства к 25-й годовщине трагедии
Сайт Panorama.am начинает публикацию серии свидетельств очевидцев, заявлений политических и общественных деятелей о погромах армян в Баку 13-20 января 1990 года. Материалы размещены на сайте Karabakhrecords.info.
Давид Самойлов, поэт
18 января записал в своем дневнике:
«Потрясает дикость Азербайджана. Мысли только об этом».
Д. Самойлов. Поденные записи, журнал Знамя, 1995, N3, стр. 162.
Игорь Волгин, писатель:
«Если бы после резни, учиненной в Сумгаите, были незамедлительно приняты гласные, решительные меры и – не побоюсь этого слова – беспощадные меры, мы бы не имели сейчас хронического межнационального террора. Карабах, Фергана, Новый Узень, Баку, Ош – следующим будешь ты. Погромщики ощущают свою безнаказанность, ибо, толкуя об «Объективных причинах», мы как бы признаем их право на кровавый кураж».
Комсомольская правда, 3.07.1990г.
Андрей Кибрик (ученый, Москва)
«Массовые и неоднократно повторяемые убийства мирных граждан происходили в Азербайджане, а в Армении ничего подобного и близко не было!».
Журнал «Страна и мир», Мюнхен, 1990, N 1 (55).
Народный депутат СССР А. Воробьев:
«Только давайте без дураков: не надо обвинять безымянных армян, будто они сами себя резали, или первыми начали, или сами бросались из окон… То, что происходит в Армении – не «внутреннее дело СССР», а всемирная беда. Мир людской должен, наконец, заявить, что он больше геноцид не допустит и не позволит».
Журнал «Огонек», 1990, N 14, стр. 24
Кирилл Столяров, писатель, Москва
«Многие погромы совершались с особой жестокостью. 14 января группа лиц в количестве 30-40 человек ворвалась в квартиру престарелой четы Торосянов, где находились еще две их родственницы также преклонного возраста. Преступники избили всех, отобрали 3 с половиной тысячи рублей, насильно вывезли указанных граждан и их соседку Арутюнову за пределы города, облили бензином и подожгли».
«Распад», Москва, «Олма-пресс», 2001 г.
Главный психиатр Баку А. Султанов:
«Неужели те, кто бил, сжигал и хулиганил, не думали о том, что придется за все ответить. Неужели им кажется, что со слезами оставленное добро принесет кому-то счастье? Никогда!»
Газета «Бакинский рабочий», 1990, 24 марта.
Этибар Мамедов, один из лидеров НФА
«Я лично был свидетелем того, как недалеко от железнодорожного вокзала убили двух армян, собралась толпа, их облили бензином и сожгли, а в двухстах метрах от этого находилось районное отделение милиции Насиминского района и там было где-то около 400-500 солдат внутренних войск, которые на машине проезжали в 20-ти метрах от этих горевших трупов, и никто не предпринял попытки по оцеплению района и разгону толпы».
Газета «Новая жизнь», 1990, N 5, (14).
Генерал Александр Лебедь
«Ловили и смертным боем били армян, заодно евреев, осетин, грузин и всех, кто в той или иной степени был на армян похож. Били, что называется, по лицу, а не по паспорту».
Книга «За державу обидно», стр. 252
Евгений Примаков, Председатель Верховного Совета СССР
«Мы были свидетелями,как при создавшейся ситуации, когда начавшиеся дикие антиармянские погромы привели к многочисленным человеческим жертвам, в считанные дни десятки тысяч армян лишились крова, были депортированы из республики».
Из выступления на сессии Верховного Совета СССР 5 марта 1990года.
Лейла Юнусова, в 1990г – член правления “Народного фронта”
«Акции эти были поддержаны официальным руководством, которое еще прошлой осенью называло “Народный фронт” экстремистами, преступниками, а сейчас прекратило нападки, поскольку идеи правого крыла Фронта ему близки. Руководство республики закрывает глаза и на стремление правого крыла продолжить конфронтацию с Арменией. За примерами далеко ходить не надо: в Баку сожгли армянскую церковь, причем милиция не реагировала на этот акт вандализма…»
Из интервью агентству CIA январь, 1990г.
Николай Петрушенко, народный депутат СССР, полковник
«Как очевидец тех событий, я скажу, что весь Баку прекрасно знал, что в город будет введен комендантский час и что введут войска. А тут, в этом зале, руководители республики корчат из себя невинных, мол, не знали, не ведали, что войска войдут в Баку. При этом они в разгар погромов без конца обращались в Верховный Совет с просьбой о введении чрезвычайного положения на местах, в районах, но только не в Баку. Не потому ли они так поступали, что хорошо знали: “Народный фронт” фактически ввел “свой” комендантский час и “свое” чрезвычайное положение в Баку?!»
Из выступления на сессии ВС СССР 5 марта 1990года.
Вадим Бакатин, министр внутренних дел СССР
«Руководство Азербайджанской ССР и, в частности, соответствующие органы не могли не знать, что на специально организованном митинге была заведомо организована провокация: мол, армяне убивают азербайджанцев. И тотчас же пять тысяч митингующих разбрелись по городу, имея на руках адреса армянских квартир. В этой ситуации трудно было что-либо предпринимать, особенно если учесть, что действия внутренних войск всячески блокировались тем, что бандиты прикрывались женщинами и детьми как живым щитом”. “Какие уроки извлекли азербайджанские власти из этой трагедии?”, и сам ответил: “Никаких”».
Из выступления на сессии ВС СССР 5 марта 1990года.
Роберт Кушен, докладчик правозащитной организации Human Rights Watch”
«Погромы не были полностью (или, возможно, полностью не) стихийными, так как погромщики имели списки армян и их адресов».
Conflict in the Soviet Union: Black January for Azerbaidzhan, Human Rights Watch, May 1991.
Гарри Каспаров, многократный чемпион мира по шахматам
«Армянские погромы в Баку никем не пресекались, хотя в городе было 11 тысяч солдат внутренних войск. Там находился первый заместитель министра внутренних дел СССР Лисаускас, а потом, чтобы курировать ситуацию от ЦК КПСС, прибыл и Примаков. Но никто не вмешивался до тех пор, пока зачистка не была произведена. Причем это не в местечке были погромы, а в огромном столичном городе, где стоят многоквартирные дома. В таком мегаполисе, как Баку, вести точечные операции толпа просто так не может. Когда погромщики целенаправленно идут из района в район и из квартиры в квартиру, это означает, что им дали списки, что есть ведущий. Заходили в армянские квартиры, грабили, убивали, насиловали. Кого-то из окон выбрасывали… Точного количества жертв я не знаю, но, по имеющейся информации, около 120 человек погибло».
Газета «Бульвар Гордона», 2 декабря 2008 г.
Дмитрий Язов, министр обороны СССР
«…на 49 трупов специально вырыли 150 могил. И все это делалось, чтобы снять с себя ответственность. Придуманные в пропагандистских целях слухи тотчас же попадали в эфир и на страницы печати. Их слова громко повторяла товарищ Кафарова, обвиняя нас в введении чрезвычайного положения. Уважаемый шейх выразил возмущение, якобы в тело одной старухи солдаты выпустили 73 пули. Я говорю уважаемому шейху, что этого не может быть, давайте организуем официальное вскрытие, как это положено по закону. А уважаемый шейх мне отвечает, что у них свой мусульманский закон, который запрещает вскрытие».
Из выступления на сессии ВС СССР 5 марта 1990года.
Алексей Васильев, офицер советской армии
«Еще не введен комендантский час, еще не введены войска, а армяне толпами ломятся на КПП с просьбой защитить, пропускаем по паспортам, где, как известно, указана национальность. Куда их девать? Где селить? Чем кормить? Командир группы, Ромка, азербайджанец по национальности, выходит по заданию «Особняка» в город, в гражданке. По возвращении сразу просит водки. Психует.
Видел, как с балкона многоэтажки выбрасывали женщину. Голую. В костер из мебели. Мебель, понятно, из ее же квартиры. А потом... Потом боевик из Народного фронта размахивал с балкона ушами этой женщины. Если кто не понял, повторяю: это свидетельство азербайджанца, офицера, участника афганской войны, он был в шоке».
«Бакинские зарисовки», 1990г.