Президент Азербайджана Ильхам Алиев является плодовитым идеологом антиармянской агрессии. Статья И. Мирзоян
Сайт «Azbarez.com» публикует статью Инны Мирзоян, рассказывающей историю своей семьи, пережившей погромы армян в Азербайджане в 1988г.
«7 десятилетий народ Нагорного Карабаха подвергался постепенному и коварному давлению как в экономической, так и в политической сфере, цель которых была в депопуляции коренного армянского населения с исторических армянских земель. Против армян, живущих в азербайджанской столице Баку и в больших городах, как Сумгаит, армянофобия и ненависть набрала обороты в начале 1988, когда мирные призывы Арцаха о самоопределении столкнулись с азербайджанской агрессией и войной, в результате которой 300 000 армян в поисках безопасного убежища были вынуждены оставить все: друзей, семью, карьеру», – пишет автор.
По словам автора, президент Азербайджана Ильхам Алиев является плодовитым идеологом антиармянской агрессии, чьи слова и действия подрывают хрупкий мир на Кавказе.
Она приводит параллели с Геноцидом армян в 1915-1923 годах, гражданскими войнами и репрессиями в различное время на Ближнем Востоке, ставшие причиной миграции армянской общины и нынешнего кризиса сирийских армян-беженцев.
В статье отмечается, что первые атаки на армян в Баку, в Сумгаите, в Кировабаде и в Марага произошли в советское время, когда информация об агрессии против армян в Азербайджане замалчивалась или давалась с опозданием на несколько месяцев. Ссылаясь на достоверные источники, автор отмечает, что в результате погромов в Баку были убиты сотни армян, в то время как по расчетам советских властей, которые тормозили доступ журналистов к этой зоне, было более 30 убитых и 200 пострадавших. Автор книги «Черный сад» Томас де Ваал назвал эти события «актом ужасающего варварства».
Родители автора – Гарри и Лариса Мирзоны, как и их родители, родились и выросли в Баку. Свое юридическое образование они получили в Баку. Гарри Мирзоян помнит, как его азербайджанская преподавательница препятствовала его обучению. Словами «Вы, армяне, слишком гордые», она дала ему понять, что не любит армян.
Он рассказывает, что во время и после армянской резни в Сумгаите в 1988 году, он заметил, как азербайджанские преподаватели в институте начали говорить негативные вещи об армянах, например, что армяне украли у азербайджанцев историю и культуру.
У супругов была хорошая работа: муж работал на заводе специалистом по торговым отношениям. Жена же работала на обувной фабрике. Они обе были вынуждены оставить свою работу. Директор Гарри Мирзояна предупредил, что жалоба может опасно закончиться для него, руководители Ларисы Мирзоян швыряли в нее коробки с обувью, требуя убираться.
По воспоминаниям Гарри Мирзояна, вначале были слухи, а потом уже на улицах начали появляться люди, которые скандировали: «Армяне, мы убьем вас, убирайтесь!». Он покинул Азербайджан в поисках нового дома и новой работы. Лариса Мирзоян осталась в Баку вместе со своими родителями и 3-летним сыном.
«50 человек ворвались в мой дом и заставили меня уйти. Они вошли на второй этаж через балкон и пришли в мой дом в поисках моего мужа», - вспоминает она. Как отмечает автор, она была наполовину русской и не имела традиционной армянской внешности, поэтому ей было легче скрывать свое армянское происхождение в автобусе или в магазине.
Как пишет автор статьи, со временем стало невозможно жить в такой обстановке и ее родители убежали. Русский друг Ларисы Мирзоян подвез ее вместе с сыном в аэропорт.
«Участки вокруг аэропорта были сожжены, дома и машины пылали в пожаре, оставшиеся там армяне сгорали заживо», – вспоминает Лариса Мирзоян.
Родителям удалось обменять земли с другом из Украины, где и они прожили 10 лет, после чего переехали в США, присоединившись к родственникам и другим армянам, получившим статус беженцев после погромов в Баку, пишет Инна Мирзоян.
Еще одна свидетельница погромов Анна Аствацатурян -Теркотт опубликовала свои детские воспоминания об этой трагедии в книге «В никуда. История изгнания». Другая свидетельница событий – магистр в сфере прав человека и гуманитарной поддержки Эрин Хэнк – представила свою научную работу по депортации бакинских армян в Нью-Йоркском университет в 2012. В 2013 эта работа была кратко изложена под заголовком «Внутри меня что-то сломалось: армяне, которые убежали из Азербайджана, заговорили».
Также снимаются документальные фильмы на английском, армянском и русском языках, многие из которых доступны онлайн. В качестве примера приведен фильм из цикла «Обыкновенный геноцид: Сумгаит».
Инна Мирзоян также отмечает, что 24 апреля 2013 в американском городе Детройте, во время поминовения жертв Геноцида армян во дворе армянской церкви при поддержке общины бакинских армян был установлен первый в мире памятник, посвященный памяти жертв погромов армян в Баку и Сумгаите.
«Эти массовые убийства на почве этнической принадлежности стали оскорблением базовых прав человека, а продолжающееся отсутствие международного признания является серьезной несправедливостью», – отметил сенатор от штата Мичиган Гарри Питерс, посетив армянскую церковь 24 апреля 2014 года.
«Если мы надеемся остановить резню в будущем, мы должны признать эти ужасающие события и работать над тем, чтобы они не повторялись», – отметил представитель штата Калифорния Брэд Шерманн.
Материалы по теме:
Погромы армян в Баку. Страшные свидетельства к 25-й годовщине трагедии
Погромы армян в Баку. История одной семьи: «вывезли за город, облили бензином и подожгли»
Погромы армян в Баку: свидетельства очевидцев, оценки политиков и общественных деятелей, публикации в прессе