Вооруженные силы и таможенные органы Южной Осетии перейдут в управление России, но присоединения к РФ не планируется
После напряженных дискуссий между политическими партиями Южной Осетии политсовет при президенте республики опубликовал вариант договора о союзничестве с Россией, согласно которому вооруженные силы и таможенные органы ЮО войдут в состав российских. Как передает РБК, о вхождении самой республики в состав России речи не идет: «это невозможно в нынешней геополитической ситуации, объясняют эксперты».
Согласно материалу, Политический совет при президенте Южной Осетии в среду согласовал предварительный вариант договора о союзничестве и интеграции с Россией, сообщило в четверг информационное агентство республики «Рес», опубликовавшее проект договора. Обсуждавшийся в среду договор был предоставлен Россией, но учел предложения южноосетинской стороны, сказано в сообщении. Договор будет еще обсуждаться совместной рабочей группой, ее персональный состав политсовет предложил определить президенту Леониду Тибилову.
По проекту Россия и Южная Осетия будут проводить согласованную внешнюю политику и сформируют единое пространство обороны и безопасности. Функции по обеспечению обороны и безопасности Южной Осетии, в том числе охрану границ, будет выполнять Россия. Вооруженные силы и органы госбезопасности Южной Осетии будут включены в состав российских вооруженных сил и спецслужб. Порядок объединения предлагается определить не позднее чем через полгода после подписания договора. Нападение на одну из сторон будет считаться нападением и на другую, однако решение о применении вооруженных сил на территории Южной Осетии должно быть согласовано с президентом республики.
Договор также должен облегчить передвижение людей и товаров между Россией и Южной Осетией – границы должны быть упразднены, а таможенные органы Южной Осетии – войти в систему таможенных органов России. Россия, по проекту договора, должна будет принять дополнительные меры для упрощения процедур приобретения гражданами Южной Осетией российского гражданства без отказа от гражданства кавказской республики. Принесет договор и материальные выгоды гражданам Южной Осетии. Республика при поддержке России, по договору, обязуется поэтапно повышать среднюю заработную плату работникам государственных и муниципальных учреждений, а также пенсии до уровня оплаты в Северо-Кавказском федеральном округе. По уже заключенному договору между Россией и Абхазией, другой бывшей грузинской автономией, признанной в 2008 году Москвой независимым государством Абхазией, размер пенсий и выплат бюджетникам привязывался к размерам этих выплат в Южном федеральном округе.
Кроме того, Россия обязуется помогать Южной Осетии в развитии образования и науки, предполагает проект договора, который предложено заключить на 25 лет с возможностью автоматического пролонгирования на последующие десять лет. Подготовка нового договора с Россией спровоцировала полемику в республике.
СМИ напоминает, что на прошлой неделе министр иностранных дел Давид Санакоев, лидер партии «Новая Осетия», предложил свой проект, который, по аналогии с подписанным между Россией и Абхазией в ноябре прошлого года договором о союзничестве и интеграции, предусматривал создание с Россией единого контура внешней обороны и безопасности без объединения республиканских силовых структур с российскими. Выступление Санакоева и поддержавших его сил раскритиковал председатель парламента и лидер ведущей партии «Единая Осетия» Анатолий Бибилов.
По данным издания, опубликованный сегодня проект договора практически повторяет вариант, предложенный партией Бибилова. Этот вариант сильно отличается от того, что предлагал Санакоев, в пользу большей интеграции, пояснил РБК источник, близкий к Кремлю. Опубликованный вариант договора еще будет частично дорабатываться в процессе обсуждения между Россией и Южной Осетией, но в целом он устраивает Москву, рассказал собеседник РБК. Предложенная Санакоевым модель стала для российской стороны неожиданностью, в Москве считают ее нереалистичной, говорит собеседник: у Южной Осетии просто нет сил, достаточных для создания общей группировки. Предложенный вариант – оптимален, считает близкий к кремлевской администрации собеседник: Южная Осетия готова вступить в состав России, но в Москве понимают, что это нереалистично, именно поэтому договор предусматривает достаточно глубокую интеграцию. Санакоев за свое выступление может заплатить постом. Источник РБК не исключил, что он уйдет в отставку с поста министра иностранных дел в ближайшие месяцы. Последний вариант в большей степени отвечает сложившимся реалиям в отношениях между Цхинвалом и Москвой, чем вариант Санакоева, говорит Александр Караваев, замгендиректора Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ.
Южная Осетия, по словам Караваева, не обладает необходимыми кадровыми и финансовыми ресурсами для осуществления модернизации, а предложенный российской стороной и доработанный вариант позволит более эффективно администрировать модернизационные процессы. Предлагаемая договором модель интеграции уникальная, считает Караваев, – прямых аналогий с Приднестровьем, Абхазией или другими регионами на постсоветском пространстве провести невозможно, Южная Осетия не растворится как субъект в России и сохранит гипотетическую возможность полноценной независимости. В 2008 году, по словам эксперта, не было необходимости в ее вхождении в состав России, а потом Москва не была готова нести геополитические издержки от такого шага.
Грузия против
Договор между Южной Осетией и Россией является грубым нарушением международного права, документ направлен на аннексию территорий страны, заявило ранее министерство иностранных дел Грузии. Россия фактически «проглотит» Южную Осетию, тогда как власти Абхазии изменили проект своего договора так, чтобы сохранить некоторые элементы своего де-факто суверенитета, прокомментировал проект договора для московского Центра Карнеги эксперт Томас де Ваал. Для южноосетинских элит текст договора выгоден, пишет де Ваал: он позволяет сохранить номинальную независимость, но при этом сблизиться с Россией. Нормализация отношений с Грузией в условиях усиления российского контроля над двумя территориями, независимость которых Тбилиси не признает, невозможна, полагает де Ваал. Договор с Абхазией, например, уже снизил вероятность успешной реализации проекта о восстановлении железнодорожного сообщения между Грузией и Россией через Абхазию, считает эксперт.
Перспектива развития отношений России с Грузией во многом зависит от Тбилиси, говорит Караваев: если в Тбилиси будут исходить из того, что отношения с Россией более ценны для нормального развития Грузии, чем сиюминутные попытки обострить на международном уровне вопрос об Абхазии и Южной Осетии, то развитие возможно. Сейчас, по наблюдению эксперта, политики Грузии скорее исходят из необходимости искать возможности нормализации отношений с Россией, некоторые бизнесмены уже готовы начать разрабатывать различные варианты экономического взаимодействия с Россией, чтобы включать в него партнеров и из обеих территорий со спорным статусом.