«Голос Армении»: Черные дыры Совета Европы
Газета «Голос Армении» в номере от 3 февраля пишет: «В Азербайджане продолжают прилагать усилия по выполнению личного задания президента этой страны: любыми средствами вернуть осужденных в НКР диверсантов, тем более что один из них - убийца сразу двоих армян. Упорно называя их заложниками и проявляя непоколебимую верность провозглашенному еще на суде в Будапеште принципу "убийство армянина не является преступлением", в Баку на самом высоком уровне и не думают скрывать намерения по освобождению и дальнейшей героизации преступников. Ко всему этому примешиваются еще и амбиции, а точнее - ослиное упрямство Алиева, торжественно обещавшего соплеменникам во что бы то ни стало добиться возвращения диверсантов. Задача, что и говорить, сложная, тем более что излюбленный вариант выкупа в данном случае ну никак не подходит.
Напомним, что 29 декабря суд первой инстанции общей юрисдикции Нагорного Карабаха вынес приговор диверсантам. Шахбаз Гулиев был признан виновным по нескольким статьям УК НКР и приговорен к 22 годам лишения свободы. Его подельник Дильгам Аскеров признан виновным, помимо тех же статей, еще и в убийстве по мотиву национальной ненависти и осужден на пожизненное заключение. Несколько дней назад появилось сообщение о намерении осужденных обжаловать приговор.
21 января в ответ на вопрос азербайджанского представителя министр ИД РФ С. Лавров заявил, что "Россия будет обсуждать вопрос гражданина РФ Д. Аскерова с армянской стороной". Между тем еще в июле прошлого года, сразу после задержания диверсантов, посол России в Баку В. Дорохин официально заявил, что "среди арестованных в Карвачаре нет граждан РФ". О ком в таком случае собирается говорить с армянской стороной г-н Лавров - непонятно. Отметим, что, комментируя заявление российского министра, пресс-секретарь президента Арцаха Давид Бабаян подчеркнул, что вопрос выдачи Аскерова обсуждению не подлежит.
Бесплодность собственных попыток привлечь внимание международного сообщества к преступникам прекрасно осознают между тем и в Баку, не случайно время от времени оттуда раздаются невразумительные всхлипы и жалобы на "весьмир". Что не мешает, однако, продолжению таких попыток, но уже главным образом в качестве доказательств неуклонного выполнения задания патрона. Одно из таких доказательств представила на днях своему президенту и зятю известная фанатка будапештского убийцы Сафарова Ганира Пашаева, призвавшая генерального секретаря ПАСЕ Турбьерна Ягланда "оказать содействие в их освобождении". Попутно Ганира по привычке обрушила на головы евродепутатов лавину дезинформации, заявив о "пытках и бесчеловечном обращении" с диверсантами.
Ответ генсека оказался весьма примечательным. Ягланд заявил, СЕ не может распространить действие имеющихся у организации механизмов и защитить ценности на территориях замороженных конфликтов, которые, по его словам, "на самом деле являются черными дырами в сфере прав человека в Европе". "Мы должны подумать над тем, что можем предпринять и какой вклад можем внести, однако обращаться к конкретным случаям невозможно, поскольку то, что мы можем сделать в практическом плане, – это защита прав человека на этих территориях, что довольно чувствительно из-за конфликта. Я по-прежнему настаиваю на неприемлемости того, что Европейская конвенция по правам человека не распространяется на территории замороженных конфликтов. Все европейцы, в том числе проживающие в Нагорном Карабахе, Приднестровье, должны быть защищены Европейской конвенцией по правам человека", – заявил, как передает Panorama.am, генсек СЕ.
Отметим, во-первых, что ответ норвежского политика выявил полную неосведомленность Ягланда в том, о чем разглагольствовала Пашаева. Во-вторых, генсек четко заявил о невозможности вмешательства в конкретные случаи. В-третьих, он элементарно подставился, заявив, что действие Европейской конвенции по правам человека не распространяется на зоны конфликтов. Наверняка Ягланду стоит внимательнее прочесть основополагающий документ СЕ, потому что в Конвенции ни слова нет о каких-либо ограничениях, в частности, в контексте территорий. Наконец, в-четвертых, подобным ответом руководитель СЕ открытым текстом признал приоритет политических факторов над правовыми. Потому что совершенно очевидно, что представители Совета Европы не посещают Нагорно-Карабахскую Республику не потому, что на ее территорию якобы не распространяется действие Европейской конвенции, а по совершенно иным причинам: дабы не вызвать гнев Азербайджана и не попасть в пресловутые черные списки. Которые, отметим, давно уже игнорируются многими представителями мирового сообщества, в том числе рядом депутатов самой ПАСЕ (Арцах неоднократно посещали французские депутаты) и Европарламента.
Более того, именно в связи с судом над диверсантами Совету Европы как одной из заинтересованных организаций следовало бы проявить интерес и направить группу наблюдателей с целью промониторить соответствие процесса правовым нормам. Напомним, что общественная организация "Против правового произвола" обратилась с письмом к ряду международных организаций с призывом направить наблюдателей в Степанакерт. Этого не было сделано - причем не только в силу очевидного безразличия и нежелания международного сообщества мараться об эту грязную провокацию азербайджанских спецслужб, но еще и по политическим причинам. Между тем наблюдение за ходом следствия и суда позволило бы поборникам прав человека из СЕ дать достойный ответ пашаевым, кликушески распространяющим заведомую ложь и клевету в адрес правоохранительных органов и властей НКР.
А более объективное и пристальное внимание к соблюдению прав человека в погрязшем в авторитаризме и репрессиях Азербайджане дало бы возможность представителям Совета Европы убедиться в том, как здесь расправляются с настоящими заложниками, не совершившими, в отличие от Аскерова и Гулиева, ни одного преступления и "виновными" лишь в том, что они армяне. Ни единого слова осуждения не последовало от "совести Европы", как величает себя СЕ, после зверского убийства в Баку 20-летнего Манвела Сарибекяна четыре с лишним года назад, после смерти 77-летнего Мамикона Ходжояна и чудовищного публичного убийства буквально в течение суток Карена Петросяна - в прошлом году. "Правозащитники" из Европы не в курсе всего этого, как не в курсе и того, что и сегодня, по истечении месяца с лишним после пленения армянского военнослужащего Арсена Багдасаряна, власти Азербайджана в нарушение всех международных норм отказываются допускать к нему представителей Красного Креста. Зато на всех углах вопят о преступниках, убивших двух невинных людей, в том числе - несовершеннолетнего юношу, требуя их освобождения.
"Черные дыры", о которых говорит Турбьерн Ягланд, очевидно следует поискать в самом Совете Европы - самой коррумпированной межгосударственной организации, по свидетельству европейских же общественных организаций. Кстати, сам Ягланд не так давно лично заявлял, что икорная дипломатия является угрозой независимости ПАСЕ. Судя по тому, кто назначен новым докладчиком этой структуры по Азербайджану, угроза давно стала реальностью. Вместо насквозь пропитанного икрой и нефтедолларами мальтийца Джозефа Греха, имя которого обильно засветилось во всех отчетах по икорной дипломатии, назначен другой клиент этой же дипломатии - поляк Тадеуш Ивински. Сей яркий представитель ПАСЕ отличился в последние годы, например, талантом политического ясновидения, заявляя о том, что, дескать, ни одна страна никогда не признает независимость НКР. Будучи полным профаном в карабахском вопросе, Ивински также опозорился нелепыми заявлениями о том, что в лагере беженцев в Азербайджане он видел... "первых беженцев из Сумгайыта" (http://news.day.az/politics/216314.html). "Это - дети, женщины, старики. Они страдают!"- войдя в роль, плаксиво восклицал евродепутат, не ведая о том, что первыми беженцами из Сумгаита могли быть только подвергшиеся геноциду в феврале 88-го армяне, но никак не азербайджанцы.
Кроме того, Тадеуш Ивински был одним из самых активных членов наблюдательской миссии ПАСЕ на парламентских выборах в Азербайджане. Эта миссия, напомним, подготовила неадекватно-мягкий доклад о ходе голосования, ставший причиной громкого скандала между миссиями ПАСЕ и Бюро по правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, а также Евросоюза. В 2011 году, выступая с отчетом о выборах, Ивински отрицал наличие фальсификаций на выборах и жаловался на представителей БДИПЧ, представивших резко критический доклад.
Впрочем, история с докладчиками по Азербайджану уже давно никого не интересует, поскольку всем ясно, что докладчиков назначают отнюдь не члены Ассамблеи, а власти Баку. Турбьерну Ягланду и руководству ПАСЕ в лице Анн Брассер следует в первую очередь обратиться к черным дырам собственного хозяйства, особенно азербайджанского "производства". Тем более что, как засвидетельствовала на днях авторитетная организация Freedom House, с правами человека в Арцахе дела обстоят куда лучше, чем в бакинском султанате».