Британский журнал: Армянонаселенный Нагорный Карабах мог бы стать новым чудом света
Армянонаселенный Нагорный Карабах мог бы стать самым неизвестным чудом света. Об этом пишет сайт британского журнала «Wanderlust».
В материале отмечается, что Нагорный Карабах возродился после распада СССР в начале 1990-х. Чечня, Южная Осетия и Абхазия еще остаются нестабильными, в то время, как режим прекращения огня, установленный в 1994 году после шестилетней войны за Нагорный Карабах, дает туристам возможность посетить де-факто восточное продолжение Армении.
«Сталин посеял семена конфликта в регионе в 1921 году, руководствуясь политикой “разделяй и властвуй” в ходе борьбы с этнической оппозицией внутри молодого СССР. Он отделил преимущественно христианский Нагорный Карабах от Армении и присоединил к преимущественно мусульманской Азербайджанской ССР», – пишет автор.
Перед тем, как посетить Карабах, автор побывал в военном музее «Мать Армения» и пантеоне Ераблур в Ереване, где похоронены армяне, погибшие во время войны. По дороге в Степанакерт также видна гора Арарат, которая в 1921 году была присоединена к Турции, чтобы усмирить ее.
«Когда мы пересекли реку Ахавно, пограничный знак объявил “Добро пожаловать в Нагорно-Карабахскую Республику”. Местные жители склонны называть эту землю «Арцах»», – пишет автор.
Отмечается, что в возрожденном современном Степанакерте нет очевидных следов войны. Молодое население гуляет по бульварам среди бутиков и кафе. А в семь вечера в парке имени Степана Шаумяна включаются поющие фонтаны, играющие музыку от Шостаковича до Шакиры. В музее Степанакерта имеются свидетельства римского, персидского и турецких покорений. Гид музея Гаяне рассказывает, как ее, двухлетнюю девочку, эвакуировали в Ереван, когда началась война, а ее отец-математик остался, чтобы бороться и стал танкистом. Ее утверждения о том, что она тоже будет бороться за Арцах, напомнили автору слова русского диссидента Андрея Сахарова: «Для Азербайджана Карабах – вопрос амбиций, а для армян Карабаха – вопрос жизни и смерти».
Автор рассказывает, как отыскал «проявления армянской культуры в виде скрытых от глаз монастырей, крепостей и древних городов». Посетив прежнюю столицу Арцаха – Шуши, автор увидел улицы, сохранившие персидские надписи, мавританско-арабские арки и плиточные минареты мечетей 19-го века. Восстановленный собор 19 века Газанчецоц в Шуши подчеркивал самоопределение, опирающееся на христианское наследство, несмотря на то, что в советские времена религия была запрещена.
В селах его угощали фундуком улыбающиеся старики, как знак вездесущего карабахского гостеприимства, а в Дадиванке автор усмотрел схожесть пейзажа с горными монастырями Греции и Святой Земли. Гид рассказал ему о том, как монастырь был заброшен и разрушен во время правления советского Азербайджана, который не тратил ни единого рубля на его сохранение.
Путешествие автора закончилось у восточной военной буферной зоны между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, куда можно добраться через Аскеран. «Мы делили Аскеран с азербайджанцами. Мы помогали друг другу. Но в 1988 году, когда началось насилие, здесь стало опасно. Я здесь родился и никогда не покину это место, потому что мой сын убит и хоронен здесь», – рассказывает 75-летний Жора.
Как пишет автор, целью путешествия был 2000-летний город Тигранакерт, который, быть может, когда-то будет прославлен как древнее мировое чудо. Однако, в настоящее время маленький музей хранит лишь часть археологических находок недавних раскопок, отражающих мощь армянского царя Тиграна Великого, грозная империя которого (95-55 до нашей эры) тянулась от Средиземного моря до Каспия. Местный археолог Ваграм объяснил автору, что причина неизвестности Тигранакерта заключается в том, что в советское время там была тюрьма и до войны там нельзя было проводить раскопки.