Исследование: Аварцы не были указаны как единый народ в переписи 1926 года из-за пантюркистского руководства
При принятии решения о введении в Дагестане тюркского как главного языка обучения в 1923 году игнорировалось нежелание аварцев, даргинцев, лаков и других народностей изучать чужой им тюркский язык. Об этом сказано в статье известного исследователя Шахбана Хапизова, опубликованном на сайте дагестанской службы газеты «Московский Комсомолец».
В статье под заголовком «О том, как пантюркисты проводили перепись 1926 г.» сказано, что именно в аварских районах политика тюркизации начала давать явный сбой, поскольку все население получало и хотело получать образование на аварском языке, а тюркского языка в горах не знали и не хотели знать. Именно в ответ на это неприятие аварцами (а также даргинцами и лакцами) политики тюркизации, проявившееся с самого начала ее осуществления, в 1925 году в выпущенных руководителем Дагестанской АССР, пантюркистом Нажмудином Самурским книгах «Дагестан» и «Гражданская война в Дагестане» проводятся антиаварские тезисы.
Как отмечено в материале, в написанном по заказу ЦК РКП книге «Дагестан» Н. Самурский накануне переписи 1926 года готовит почву для раздробления единого аварского народа на множество «племен». Ведь в таких условиях легче навязать тюркизацию и обосновать ее необходимость перед центром. В этой же работе Самурский выдает свои замыслы в отношении предстоящей переписи 1926 года, сознательно вводя в заблуждение ЦК ВКП и вообще игнорируя результаты первой всероссийской и единственной дореволюционной переписи 1897 года, которые как раз являются наиболее точными и достоверными, особенно по отношению к переписи 1926 года, так как в 1897 году было зафиксировано наличие единого аварского народа, а не 14 или 15 отдельных этноязыковых групп, как того хотели бы некоторые пантюркисты.
Как говорится в материале, в переписи 1897 года современный лезгинский язык был обозначен официально кюринским, как его и сейчас называют на дагестанских языках (курал). Общее название дагестанских народов «лезги» оказалось присвоено кюринцами намного позже - уже в 1930-е годы.
«Мы видим из материалов этой переписи, что аварцы и даргинцы показаны едиными народами, без деления на всякие этнографические группы. В то же время рутульцы, агулы, табасаранцы – коренные народы Южного Дагестана, присоединены были к лакцам – в группу «Кази-Кумукское и остальные лезгинские наречия». Они не были добавлены в графу «кюринское наречие»,- пишет автор, добавив, что аварцы только в 1926 г. в то время, когда руководство Дагестанской АССР находилось в руках Нажмудина Самурского, оказались разделены на 14 различных «народов», что было достигнуто административными методами, поскольку численность близкого им народа- чеченцев увеличилась к тому времени на треть (до 319 тысяч человек), по сравнению с дореволюционным временем.
Автор утверждает, что перепись 1926 года в аварских районах была проведена членами группировки руководства республики в чьи планы входила полная языковая тюркизация Дагестана, которой мешали аварские, даргинские и лакские районы, отказывавшиеся от обучения в школах на тюркском языке. В трех стопроцентно аварских округах – Аварском, Гунибском и Андийском, сходы жителей и руководства округов отказывались от преподавания на тюркском языке, вводя вместо него аварский язык. Именно поэтому даргинцы были искусственно поделены на три «народа», а аварцы на полтора десятка.
После подведения итогов переписи 1926 года в руководстве Дагестана было заявлено, что из-за отсутствия единого языка в трех аварских округах необходимо ввести языком обучения тюркский, что и было частично реализовано с сохранением аварского языка в начальных классах. В итоге усилиями группировки Нажмудина Самурского, стоявшего за тюркизацию Дагестана, главное препятствие на пути реализации их идеи – самый многочисленный народ Дагестана был разделен на 15 частей, сказано в статье.
По мнению автора, искусственность, подтасовка итогов переписи 1926 года в плане национального состава населения в Андийском округе видна из явно недостоверных результатов по отдельным селениям, которые не были бы возможны при честном опросе населения. «Нам могут возразить, что это дело не Самурского, а кого-то другого, сидевшего в Москве. Однако, к 1939 году, когда в руководстве ДАССР уже не было Н. Самурского, и еще не было А. Даниялова, аварцы в переписи опять стали фиксироваться в качестве единого народа, численность которого достигла 252 818. Тогда же рутульцы, агульцы и цахуры, также как и ранее, не были включены в состав лезгин (кюринцев), а были объединены в графу «Прочие народности Дагестана» и вместе насчитывали 20,4 тыс. человек»,- подчеркивает автор.
Согласно статье, фиксация аварцев в качестве единого народа имела место и в 1959 году, когда Даниялов действительно руководил республикой. Тогда численность аварцев достигла 270 394 человек (231,2 тыс. чел. в Дагестане), а рутульцы, агульцы и цахуры вместо обезличенной графы «Прочие народности Дагестана» стали фиксироваться как самостоятельные народы.
«То есть, ни в одной переписи населения рутульцы, агульцы и цахуры не были зафиксированы в составе лезгин (кюринцев), и утверждение о том, что их от лезгин отделил Даниялов, есть преднамеренная ложь, распространяемая с далеко идущими целями», – пишет автор, добавив, что фиксация аварцев в качестве единого народа имела место и в последующем, когда Даниялов уже не руководил республикой: в 1970 году (396 297 человек), в 1979 году(482 844 человек), в 1989 году (600 989 человек).
Как уверяет автор, аварцы во всех официальных переписях Российской империи и СССР, кроме 1926 года, зафиксированы в качестве единого народа. В 1926 году Дагестаном руководил пантюркист Нажмудин Самурский, выступавший за тюркизацию Дагестана и главным препятствием на его пути был аварский народ и его позиция по отношению к изучению родного языка. Для того, чтобы убедиться в этом достаточно изучить его биографию во время гражданской войны, а также почитать его брошюру «Дагестан», изданную в Москве и Ленинграде в 1925 году, в которой он неоднократно называет аварцев отсталой массой- опорой контрреволюционных сил и искусственно противопоставляет им ахвахских аварцев и соответствующее разделение аварцев на 14 народов итог проводимой им и его пантюркистским окружением национальной политики.
«С развалом СССР снова начались интриги вокруг статуса аварцев как единого народа, организуемые отдельными националистическими силами, а также их приспешниками из числа некоторых представителей дагестанской интеллигенции»,- заключает автор.
Напомним, что северо-западные районы современного Азербайджана (Белоканский и Закатальский) входят в ареал расселения одного из коренных народов региона – аварцев. Общая численность аварцев в Азербайджане, согласно официальным данным, составляет 50 т.ч.. Сами аварцы считают, что их численность в Азербайджане занижена в несколько раз.
Отметим, что аварцы и лезгины являются крупнейшими разделенными народами на Кавказе. В российской Республике Дагестан живут 758 тыс. аварцев и 336 тыс. лезгин. В Азербайджане, согласно официальным данным, живут 180 тыс. лезгин и 51 тыс. аварцев. Однако, согласно различным экспертным оценкам, реальная численность лезгиноязычных народов в Азербайджане доходит до 600 тыс. человек, а численность аварцев – до 200 тыс. Лезгины и аварцы, как и другие коренные народы Азербайджана, подвергаются притеснениям на этнической и религиозной почве, о чем неоднократно говорилось в открытых обращениях, опубликованных в СМИ.
Материалы по теме:
С.Умаханов: Не нормальна ситуация, когда аварцы и лезгины в Азербайджане не могут называть себя таковыми
Глава Азербайджана ради мечты присоединить Дагестан инициировал депортацию аварцев, даргинцев и лакцев в 1944г.
В Баку считают, что действующий в России аварский телеканал представляет серьезную угрозу для Азербайджана
Максим Шевченко: Аварцы и лезгины лишены национальных прав в Азербайджане
Ю. Веселицкий: Азербайджан создавался на исторических территориях армян, лезгин, аварцев, талышей