«Quartz»: Ильхам Алиев подражает Владимиру Путину
Новые трудности России еще раз подчеркнули важность сокращения ресурсной зависимости от таких государств. США и Европа обратились к Азербайджану как к идеальной альтернативе России. Но, как оказалось, есть множество вызывающих тревогу обстоятельств. Политические репрессии и враждебность по отношению к своим соседям сделали это государство похожим на миниатюрную Россию. Об этом говорится в статье, опубликованной на сайте издания «Quartz».
Как отмечает автор, стремления Азербайджана к особому положению в мировом масштабе очевидны. Но всего в нескольких километрах от сверкающей столицы дела обстоят не столь гламурно. Несмотря на то, что режим прекращения огня между Арменией, НКР и Азербайджаном с 1994 года технически остается в силе, часто бывают перестрелки, и напряжение в последнее время находится в состоянии постоянной эскалации. В июле 2014 года насилие на границе дошло до своего пика с 1994 года, в результате чего, согласно изданию «Reuters», погибли 8 азербайджанских и двое армянских солдат.
В январе, посредник урегулирования карабахского конфликта- Минская группа ОБСЕ призвала обе стороны к деэскалации и потребовала от Азербайджана выполнять свои обязательства по мирному урегулированию конфликта. После чего президент Азербайджана Ильхам Алиев стал требовать от Минской группы надавить на Армению. Это «бряцание оружием», несомненно, раздражало Россию, имеющую договор в сфере безопасности с Арменией.
Издание отмечает, что в основном влияние Азербайджана обеспечивается за счет экономики. Однако, поскольку почти половина экономики страны зависит от экспорта нефти, 50%-ный спад цен на нефть за последние 7 месяцев значительно воспрепятствует ее росту. В прошлом году Азербайджан зарегистрировал всего 4% роста экономики, и подобная картина также ожидается в 2015 году, что может спровоцировать волнения среди населения, на фоне контраста не равного распределения доходов. Но у Алиева есть инструменты для эффективной нейтрализации критики. В первую очередь это Госнефтефонд Азербайджана, который правительство использует, чтобы заполнить дефицит бюджета.
«Второй инструмент, который стал чаще применяться после переизбрания Алиева в 2013 году, подразумевает репрессии против любых признаков инакомыслия. Растущий средний класс Азербайджана приспосабливается к поведению власти, в частности, к признакам коррупции и репрессий политической оппозиции. Алиев ответил на критику, арестовав журналистов-расследователей и активистов гражданского общества, и в добавок, нацелился на НПО, поощряющие демократию», – говорится в публикации, добавляя, что Алиев не обратил особого внимания на последующую международную критику.
В последние недели наблюдалось больше призывов со стороны ЕС и США о применении санкций против Ильхама Алиева и его режима, но вероятность каких-либо реальных мер минимальна. Как отмечает автор, причина этого заключается в том, что критика США и Европы не имеет значения для Баку, так как руководство Азербайджана знает, что у него есть то, в чем европейцы нуждаются. Импорт газа из Азербайджана получил значимость в 2014 году, в результате попыток Европы ослабить свою зависимость от России. Несмотря на то, что в последующие несколько лет азербайджанский газ может обеспечить всего 2% необходимого Европе газа, ухудшение отношений с Кремлем может привести к резкому повышению зависимости от азербайджанских ресурсов. Более того, Азербайджан нужен Америке в качестве основного транзитного пункта для выведения войск из Афганистана.
В материале также указывается на то, что Азербайджан также не побоялся «обидеть» своих более мощных соседей – Россию и Иран. Иран возмущен вероятным предоставлением Израилю доступа к военным базам у иранской границы. Также, вместе с Казахстаном и Туркменистаном Азербайджан более 20 лет находятся в споре с Россией и Ираном касательно морских границ в Каспийском море. А в 2012 году Азербайджан занял сторону США при принятии резолюции ООН, осуждающей действия режима президента Сирии Башара Асада, таким образом противопоставляясь позиции России и Ирана.
Среди других средств, используемых Азербайджаном для борьбы с негативным имиджем указывается разоблачение «The New York Times» от 2012 года о том, что правительство Азербайджана наняло вашингтонскую лоббистскую фирму для расширения отношений с американскими аналитическими центрами. Экс-премьер Британии Тони Блэр также был вовлечен в пиар кампанию Азербайджана, за что подвергся резкой критике.
Такая наглость все еще тактично поощряется, пишет автор, указывая на то, что во время встречи с Канцлером Германии Ангелой Меркель 20 января, проблемы с правами человека в Азербайджане и карабахская тема были затронуты в мягкой форме, почти сочувственной лексикой, и вместо этого Канцлер сосредоточилась на аспектах энергетической безопасности.
«Умение Азербайджана получать прибыль от растущей неопределенности мирового порядка, похоже, будет продолжаться. Однако, несоразмерная зависимость от энергетического сектора для экономического роста, удушение положения среднего класса и противоречивая внешняя политика – не жизнеспособная стратегия долгосрочной стабильности. Кажется, что Алиев подражает Владимиру Путину, несмотря на частые столкновения с главой России», – отмечает автор.